Cogito, ergo sum.
Ну, раз сегодня такой день, предлагаю вашему вниманию свою аналитику о любви по сериалу "Звёздный крейсер Галактика". Она была написана 2 года назад - для ЗФБ-13 (см. выкладку челленджа моей команды WTF BSG & Caprica 2013), но после деанона я забыла ее тогда опубликовать.
Добавив арт (автор - Cassie: см. ее сайт jamie bamber fanart.com), профайлы героев (сделаны Шаманкой Ингрид для ЗФБ-14) и немного подредактировав, публикую сегодня: как говорится, "новое - это хорошо забытое старое.")))
Всем читателям и сообщникам - настоящей и счастливой любви!

Название: BSG: философия любви Рональда Мура
Автор: Liliya_M
Бета: Шаманка Ингрид
Форма: фандомная аналитика
Размер: 2448 слов
Пейринг / Персонажи: Ли Адама / Кара Трейс
Жанр: эссе
Рейтинг: PG-13
Предупреждение: СПОЙЛЕРЫ!!!
Краткое содержание: рассуждение о некоторых аспектах любви, обрисованных в сериале "Звездный крейсер Галактика" (в основном, на примере отношений Ли и Кары)
Добавив арт (автор - Cassie: см. ее сайт jamie bamber fanart.com), профайлы героев (сделаны Шаманкой Ингрид для ЗФБ-14) и немного подредактировав, публикую сегодня: как говорится, "новое - это хорошо забытое старое.")))
Всем читателям и сообщникам - настоящей и счастливой любви!



Название: BSG: философия любви Рональда Мура
Автор: Liliya_M
Бета: Шаманка Ингрид
Форма: фандомная аналитика
Размер: 2448 слов
Пейринг / Персонажи: Ли Адама / Кара Трейс
Жанр: эссе
Рейтинг: PG-13
Предупреждение: СПОЙЛЕРЫ!!!
Краткое содержание: рассуждение о некоторых аспектах любви, обрисованных в сериале "Звездный крейсер Галактика" (в основном, на примере отношений Ли и Кары)
Читать дальше
Разумеется, BSG – это в первую очередь космическая опера. Но в ней очень много и того, что, на первый взгляд, роднит ее с банальным мылом: любовные треугольники, потерянные и найденные дети, недоразумения и ревность, разлуки влюбленных на месяцы и годы, и так далее.
Иных зрителей, настроенных на созерцание космических битв и прочего экшена, это даже раздражает: помню один отзыв на форуме об эпизоде 3.9: «тьфу, серия ни о чем, только тормозит сюжет». Но позвольте! Это же потрясающая по психологизму и драматичности серия… Да, она прежде всего о любви. Но Рон Мур органически не умеет быть банальным и здесь: я настаиваю и утверждаю, что и в мелодраматическом своем аспекте, BSG – не мыльная опера, а скорее… давайте назовем ее романтической)))
Итак, я намереваюсь эксплицировать философию любви Рональда Мура.
Что нового о любви мы поняли, следуя за героями его сериала?
… А следуем мы за героями в самое пекло войны. Может показаться, что для любви на войне нет места, но это взгляд с дивана. Перед лицом же смерти, где все время пребывают наши герои, ценности этого мира выстраиваются в свой истинный порядок …
Так каков же этот порядок? Где в этой системе ценностей есть место для любви? Что есть любовь?
Итак, что обо всем этом нам сумел поведать Рональд Мур?
Первое, что мы видим сразу же и постоянно – бесконечное столкновение долга и личных чувств:
- ставя под угрозу безопасность флота, идя на большие потери техники, коммандер Адама и капитан Аполло ведут поиски пропавшей Кары, потому что она им как дочь и как сестра; но вмешательство президента отрезвляет их: это война.
- ради завершения боевой операции уже майор Аполло посылает на смерть свою любимую женщину Кару: это война.
- за предательство – выдачу врагам планов военной операции - полковник Сол Тай убивает свою любимую жену Элен: это война…
Перечень ситуаций можно продолжать и продолжать. Перед нами военные. Хорошие военные. И они знают: долг выше личного. Спасая человечество, они обязаны рисковать своей жизнью и если надо – жизнью даже самых близких людей.
Любовь к человечеству выше любви к ближнему, и уж тем более, выше любви к женам, детям, любимым.
Остается только восхищаться мужеством и стойкостью всех этих людей, попавших в такие передряги и сумевших перешагнуть через свои личные чувства. Но, может быть, это только кажется, что можно любить все человечество? Что можно сражаться исключительно во имя долга? Не обманывают ли они себя? Что случится с ними, с этими героями без страха и упрека, когда на свете не останется больше ни одного близкого им человека?
В жизни каждого человека есть то, без чего жизнь теряет свой вкус и цвет. И тогда всякая борьба уже теряет смысл. Во всяком случае, уже сложно найти силы для этой борьбы.
Об этом в сериале говорит отнюдь не философ. Эти слова произносит адмирал Адама. Потом он надевает летный костюм, садится в раптор и летит прямо в руки своих врагов, потому что они держат в заложниках его любимую женщину.
- Я не могу без нее жить, - говорит он сыну. И его сын, действующий президент Ли Адама, прекрасно его понимает …
Мы не дети, и давно знаем, что это разные вещи. Правда знаем и то, как здорово бывает, когда они едины, потому что тогда едины наши душа и тело. Ну, а разделение души и тела вообще-то означает смерть. Именно поэтому религиозные люди так осуждающе относятся к сексу без любви.
Но есть и иная трактовка: именно любовь влечет нас к краю, к обрыву человеческого существования, туда, где полет или смерть, в то время как здоровый секс – к жизни и к деторождению.
"С любовью устроиться нельзя, и она не подлежит никакому упорядочиванию. В любви нет перспективы устроенной в этом "мире" жизни," - писал Н. А. Бердяев. А вот с сексом – можно.
Как-либо «устроиться» в их мире нашим героям особо и не грозит – кругом война. Они и так ежедневно рискуют сорваться в бездну, поэтому у них возникают совершенно естественные мысли: "Притормозим? Переспим по-дружески? Ведь завтрашнего дня может и не быть..."
Именно по такой логике, как мы помним, Кара и Ли впервые (аж к концу второго сезона – ну, наконец-то!) решили переспать, когда содержимое бутылок с амброзией было уже на исходе, а обсуждение смысложизненных проблем привело их к логичному, то есть к пессимистическому, заключению)))
Но сделать это на столе, на пятачке сиюминутности (здесь и сейчас!) у них так тогда не получилось:
- Я же твой друг, Кара! – возмутился Ли, сообразив, что его сейчас просто используют. Но и Кара к этому моменту уже успела вспомнить, что она любит другого… так что вместо секса у них получился сплошной облом с элементами мордобоя.
С другими пилотами у Кары это получалось гораздо лучше. Но кто за это ее осудит? Секс со многими – это ведь лучший способ не полюбить никого. Ведь тот, которого она полюбила однажды (Зак), погиб. И Андерс, скорее всего, тоже, - она была почти уверена в этом. Так зачем привязываться сердцем еще и к Ли? Оно и так уже – дружески – прилепилось к нему. И не только к нему – еще ко многим: и к еще живым и к тем, кого уже нет. Ко всем тем, кого она, как оказалось, прекрасно помнит – даже по имени.
Да, и это тоже правда – война мешает любить. С простым сексом на войне легче.
А вот с Ли заняться сексом не получилось – только любовью.
И наверное не случайно это произошло именно под мирным небом Новой Каприки. Только в эту небольшую передышку от войны они позволили себе снять мундиры и признаться в том, как сильно они дороги и важны друг для друга.
Более того, Ли – по его собственному признанию - только в этот момент осознал, насколько дороги ему все его близкие. Ибо любовь – это не эгоистичное времяпровождение наедине с любимым, настоящая любовь к партнеру расцветает на поле любви ко всем людям и ко всему миру. Наверное, когда несколькими сериями раньше Ли утверждал, что забывает погибших друзей, он тоже лгал.
Вот только Кара наутро испугалась всего этого, испугалась ответственности... но это были ее личные тараканы: здесь уже проблемы психологии, а не философии.
Итак, не только героям бразильских сериалов требуется пара сезонов, чтобы признаться в любви друг к другу, но, как оказалось, даже двум боевым пилотам, зажатым в тисках войны.
Любовь усложняет жизнь: война требует аскетизма. Секс может быть понят именно как аскетизм, душевный аскетизм.
Любовь дает человеку крылья – но наши пилоты и так каждый день в полете.
Любовь – это бездна, но наши герои и так четыре года подряд летят над ней.
Так кто же из философов прав: секс или любовь ближе к жизни и ее продолжению?
Думаю, символическим ответом на этот вопрос была та «эротическая» стыковка вайперов, благодаря которой Кара вытащила Ли живым из первого боя. И как любой символ, он допускает много толкований, поэтому, как и Мур, поставим здесь не точку, а многоточие …
Это очень сложная тема. Немногие догадываются, как сложно любить себя, ибо любовь к себе не есть эгоизм – эгоизм начинается не в отношении к себе, а в отношении к другому. Если ты слишком не любишь себя, находишься в постоянной борьбе с собой, но на другого тебе может просто не хватить ни сил, ни времени, ни чувств. Поэтому любовь к себе – основа любви к другому: эта мысль у профессиональных психологов считается чуть ли не банальной.
На первый взгляд, эта тема кажется неактуальной для вселенной Галактики: самой актуальной проблемой является проблема выживания. Однако, важно выжить не только физически, но и духовно. Потерянная родина, жизнь в режиме перманентного бегства от врагов и сражения с ними не только не закрывает, а, напротив, обостряет моральные проблемы.
Как не потерять человеческий облик? Как не скатиться к примитивным формам отношений? Как удержаться от ненависти к другому?
Ответ простой: любите себя!
Лишь умеющие себя любить себя спасутся от коллапса человека в себе.
Лишь любящие себя люди смогут избежать деградации.
Любовь к себе в условиях конца света – самый актуальный вид любви: актуальней, чем любовь к абстрактному человечеству, чем любовь к своему долгу, чем любовь к своим близким. Ибо она есть основа всего этого.
Значит, дело за малым – полюбить себя. Но малое и простое и есть самое сложное …. Ведь ЧТО есть любовь?
"Любовь есть узрение лица в глубине его бытия," - писал русский философ Н. А. Бердяев.
Значит, любить себя – это узревать, видеть себя в глубине своего бытия. Вопрос любви к себе есть вопрос понимания своей сущности, то есть основы своего существования. Так кто же есть все мы – люди, и где она – наша основа?
Кто знает ответ на этот вопрос? … Может быть, самый бесполезный на первый взгляд и самый трусливый человек на "Галактике" – Гай Балтар?
А почему бы и нет? Это человек, который не умеет воевать, зато умеет жить. Он не умеет выполнять приказы, зато умеет думать. И, думая о себе, он иногда решает и проблемы всех людей тоже. Разумеется, это довольно забавно, когда персонаж, пекущийся, казалось бы, исключительно своей шкуре, периодически словно нечаянно спасает и весь флот, и все человечество. Но, если вдуматься, что же здесь удивительного? Человек, обладающий универсальным умом, решая свои личные проблемы, решает одновременно и универсальные, общечеловеческие.
А личных тараканов в голове у Гая много, причем уже с самого начала нашей космической саги. Но вот, обобщая свой личный поиск душевного единства, Балтар говорит внимающим ему людям:
- Любите себя! Вы прекрасны! Потому что … Бог любит вас. Любит всех вас! Любит вас любыми …
Узревая себя и других в глубине бытия, Балтар увидел Бога … Для ученого с рациональным умом, для гедониста с планеты земледельцев это было, конечно, слишком … Но зато он нашел возможную опору, в которой так нуждалась гибнущая цивилизация людей. Нуждалась даже больше, чем даже в оружии и в пище.
И он был единственным, кто смог понять загадку вернувшейся из небытия Кары:
- Ангелы живут среди нас!
Ничего, что сама Кара влепила ему за эти слова пощечину: никто ведь не любит, когда его нагишом выставляют на всеобщее обозрение.
Тем не менее… любите безумцев: в них иногда живет высший разум. Не выкидывайте в шлюз предателей и трусов: иногда только они знают, как нам всем спастись! Не запрещайте религиозные движения – не сила оружия, а сила любви ограждает человечество от окончательной гибели.
Половая любовь самая обманчивая и нестабильная. Слишком зависимая от других видов любви, слишком часто не понимающая себя, слишком часто не имеющая опоры вовне.
Слишком не любила себя Кара Трейс, чтобы принять любовь от тех мужчин, которые любили ее.
Слишком боялась она быть счастливой, слишком часто ее личные тараканы нашептывали ей, что она не заслуживает счастья.
Вот поэтому и старалась она редуцировать свою любовь до простого секса - близости только телесной, раздеваясь, но не снимая с души мундира, даже не расстегивая на нем ни одной пуговицы….
Слишком боялась она подпускать к себе близко любящего ее мужчину, ведь он слишком отчетливо мог увидеть ее слабости и недостатки, о чем свидетельствует ее риторический вопрос под пристальным взглядом Аполло, накануне ее последнего полета: "Жалеешь меня, да?"
Ей не нужен был свидетель ее слабости, очевидец ее недостатков: с ним неуютно, она бы предпочла быть непрозрачной для своего партнера.
С Андерсом было легче: этот большой и сильный парень был из другого теста, чем она и Аполло. До определенного момента он был безопасен, потому что не видел ее насквозь. Перед ним не надо было держать ответ в самом главном. Он не требовал от нее большего, чем она могла позволить себе отдавать...
Лишь любящий себя имеет силу принять и удержать этот огромный дар – любовь другого.
И у того, другого, действительно, должен быть такой проницательный взгляд, чтоб видеть тебя в глубине твоего бытия, чтобы видеть в тебе сокрытую и не очевидную для всех красоту. Красота не всегда очевидна, как и присутствие в этом мире бога. Поэтому, наверное, был все же прав русский философ Владимир Соловьев писавший, что дело любви – это дело веры.
Кара, как любой неуверенный в себе человек, очень нуждалась в такой любви, которая прежде всего – вера.
И в тот раз Аполло оказался достаточно проницательным, чтобы ее предложить. "Мы полетим вместе," - сказал он.
Однако у Кары не хватило тогда силы удержать этот груз любви-веры, или, скорее всего, она обозналась – приняла ее за жалость.
Но потом было ее возвращение, и Аполло был первым, кто сгреб ее в свои объятия, когда другие только ошеломленно смотрели на нее.
Он был тем единственным, кто сказал ей, водворенной в тюремную камеру: "Я верю тебе."
И даже когда открылась ее тайна, когда она сама убедилась в том, что она на самом деле мертва, что она – не человек, а ангел, он был тем, кто подошел к ней подбодрить и сказать: "Главное, что ты здесь, и я здесь. А остальное неважно."
Действительно, дело любви есть дело веры. Любовь есть неограниченная вера в другого человека, не знающая ни естественных препятствий, на которые наталкиваются наши глаза, ни даже возражений здравого смысла и разума.
Итак, о чем поведал нам Рональд Мур?
О том что любовь к абстрактному человечеству – самообман и фикция, если нет любви к конкретному человеку.
О том, что секс без любви может быть не распущенностью, а душевным аскетизмом.
О том, что любовь к себе есть залог спасения всего человечества. О том, что очень сложно любить себя. О том, что для этого надо, быть может, поверить в бога.
О том, что любовь мужчины и женщины друг к другу – это только на первый взгляд страсть, а на самом деле – бесконечная вера.
Рон Мур не писал об этом философских трактатов, он создал замечательный сериал, где через историю войны между роботами и людьми рассказал о тесной связи любви и жизни.
Посмотрим на тех, кто идет по обретенной Земле в финале сериала – выжили т о л ь к о те, кто сам любил, и кого взаимно любили. Те, кто был связан друг с другом страстью, разумом и верой.
Самыми первыми погибали те, кто терял эту связь: Тирол отказался от Бумер - и она погибла, а Хило не бросил Афину, чего бы ему это ни стоило. Они оба выжили и даже родили ребенка.
Погибла недолюбленная Келли. Билли погиб уже через пару часов после того, как Ди ему отказала. А однажды и сама Ди пустила себе пулю в голову, устав любить, надеяться и ждать, ничего не получая в ответ.
Выжили те, кто любил и был любим…
Это ведь только кажется, что выживание – дело случая, удачи, и все в конечном счете решает шальная пуля и роковая случайность. Возможно, это и есть основной закон жизни: люди умирают не от пули, болезней, старости - они умирают от одиночества, от недостатка любви.
Разумеется, эти выводы носят спорный характер.
Разумеется, в этом кратком эссе было невозможно охватить полностью такую огромную тему, как любовь, тем более, в таком огромном и таком умном сериале.
Смотрите его сами – наверняка, вы найдете в этом замечательном сериале еще много интересных и обжигающих откровений о любви.
Введение: BSG как романтическая опера
Разумеется, BSG – это в первую очередь космическая опера. Но в ней очень много и того, что, на первый взгляд, роднит ее с банальным мылом: любовные треугольники, потерянные и найденные дети, недоразумения и ревность, разлуки влюбленных на месяцы и годы, и так далее.
Иных зрителей, настроенных на созерцание космических битв и прочего экшена, это даже раздражает: помню один отзыв на форуме об эпизоде 3.9: «тьфу, серия ни о чем, только тормозит сюжет». Но позвольте! Это же потрясающая по психологизму и драматичности серия… Да, она прежде всего о любви. Но Рон Мур органически не умеет быть банальным и здесь: я настаиваю и утверждаю, что и в мелодраматическом своем аспекте, BSG – не мыльная опера, а скорее… давайте назовем ее романтической)))
Итак, я намереваюсь эксплицировать философию любви Рональда Мура.
Что нового о любви мы поняли, следуя за героями его сериала?
… А следуем мы за героями в самое пекло войны. Может показаться, что для любви на войне нет места, но это взгляд с дивана. Перед лицом же смерти, где все время пребывают наши герои, ценности этого мира выстраиваются в свой истинный порядок …
Так каков же этот порядок? Где в этой системе ценностей есть место для любви? Что есть любовь?
Итак, что обо всем этом нам сумел поведать Рональд Мур?
Любовь и долг
Первое, что мы видим сразу же и постоянно – бесконечное столкновение долга и личных чувств:
- ставя под угрозу безопасность флота, идя на большие потери техники, коммандер Адама и капитан Аполло ведут поиски пропавшей Кары, потому что она им как дочь и как сестра; но вмешательство президента отрезвляет их: это война.
- ради завершения боевой операции уже майор Аполло посылает на смерть свою любимую женщину Кару: это война.
- за предательство – выдачу врагам планов военной операции - полковник Сол Тай убивает свою любимую жену Элен: это война…
Перечень ситуаций можно продолжать и продолжать. Перед нами военные. Хорошие военные. И они знают: долг выше личного. Спасая человечество, они обязаны рисковать своей жизнью и если надо – жизнью даже самых близких людей.
Любовь к человечеству выше любви к ближнему, и уж тем более, выше любви к женам, детям, любимым.
Остается только восхищаться мужеством и стойкостью всех этих людей, попавших в такие передряги и сумевших перешагнуть через свои личные чувства. Но, может быть, это только кажется, что можно любить все человечество? Что можно сражаться исключительно во имя долга? Не обманывают ли они себя? Что случится с ними, с этими героями без страха и упрека, когда на свете не останется больше ни одного близкого им человека?
В жизни каждого человека есть то, без чего жизнь теряет свой вкус и цвет. И тогда всякая борьба уже теряет смысл. Во всяком случае, уже сложно найти силы для этой борьбы.
Об этом в сериале говорит отнюдь не философ. Эти слова произносит адмирал Адама. Потом он надевает летный костюм, садится в раптор и летит прямо в руки своих врагов, потому что они держат в заложниках его любимую женщину.
- Я не могу без нее жить, - говорит он сыну. И его сын, действующий президент Ли Адама, прекрасно его понимает …
Любовь и секс
Мы не дети, и давно знаем, что это разные вещи. Правда знаем и то, как здорово бывает, когда они едины, потому что тогда едины наши душа и тело. Ну, а разделение души и тела вообще-то означает смерть. Именно поэтому религиозные люди так осуждающе относятся к сексу без любви.
Но есть и иная трактовка: именно любовь влечет нас к краю, к обрыву человеческого существования, туда, где полет или смерть, в то время как здоровый секс – к жизни и к деторождению.
"С любовью устроиться нельзя, и она не подлежит никакому упорядочиванию. В любви нет перспективы устроенной в этом "мире" жизни," - писал Н. А. Бердяев. А вот с сексом – можно.
Как-либо «устроиться» в их мире нашим героям особо и не грозит – кругом война. Они и так ежедневно рискуют сорваться в бездну, поэтому у них возникают совершенно естественные мысли: "Притормозим? Переспим по-дружески? Ведь завтрашнего дня может и не быть..."
Именно по такой логике, как мы помним, Кара и Ли впервые (аж к концу второго сезона – ну, наконец-то!) решили переспать, когда содержимое бутылок с амброзией было уже на исходе, а обсуждение смысложизненных проблем привело их к логичному, то есть к пессимистическому, заключению)))
Но сделать это на столе, на пятачке сиюминутности (здесь и сейчас!) у них так тогда не получилось:
- Я же твой друг, Кара! – возмутился Ли, сообразив, что его сейчас просто используют. Но и Кара к этому моменту уже успела вспомнить, что она любит другого… так что вместо секса у них получился сплошной облом с элементами мордобоя.
С другими пилотами у Кары это получалось гораздо лучше. Но кто за это ее осудит? Секс со многими – это ведь лучший способ не полюбить никого. Ведь тот, которого она полюбила однажды (Зак), погиб. И Андерс, скорее всего, тоже, - она была почти уверена в этом. Так зачем привязываться сердцем еще и к Ли? Оно и так уже – дружески – прилепилось к нему. И не только к нему – еще ко многим: и к еще живым и к тем, кого уже нет. Ко всем тем, кого она, как оказалось, прекрасно помнит – даже по имени.
Да, и это тоже правда – война мешает любить. С простым сексом на войне легче.
А вот с Ли заняться сексом не получилось – только любовью.
И наверное не случайно это произошло именно под мирным небом Новой Каприки. Только в эту небольшую передышку от войны они позволили себе снять мундиры и признаться в том, как сильно они дороги и важны друг для друга.
Более того, Ли – по его собственному признанию - только в этот момент осознал, насколько дороги ему все его близкие. Ибо любовь – это не эгоистичное времяпровождение наедине с любимым, настоящая любовь к партнеру расцветает на поле любви ко всем людям и ко всему миру. Наверное, когда несколькими сериями раньше Ли утверждал, что забывает погибших друзей, он тоже лгал.
Вот только Кара наутро испугалась всего этого, испугалась ответственности... но это были ее личные тараканы: здесь уже проблемы психологии, а не философии.
Итак, не только героям бразильских сериалов требуется пара сезонов, чтобы признаться в любви друг к другу, но, как оказалось, даже двум боевым пилотам, зажатым в тисках войны.
Любовь усложняет жизнь: война требует аскетизма. Секс может быть понят именно как аскетизм, душевный аскетизм.
Любовь дает человеку крылья – но наши пилоты и так каждый день в полете.
Любовь – это бездна, но наши герои и так четыре года подряд летят над ней.
Так кто же из философов прав: секс или любовь ближе к жизни и ее продолжению?
Думаю, символическим ответом на этот вопрос была та «эротическая» стыковка вайперов, благодаря которой Кара вытащила Ли живым из первого боя. И как любой символ, он допускает много толкований, поэтому, как и Мур, поставим здесь не точку, а многоточие …
Любовь к себе
Это очень сложная тема. Немногие догадываются, как сложно любить себя, ибо любовь к себе не есть эгоизм – эгоизм начинается не в отношении к себе, а в отношении к другому. Если ты слишком не любишь себя, находишься в постоянной борьбе с собой, но на другого тебе может просто не хватить ни сил, ни времени, ни чувств. Поэтому любовь к себе – основа любви к другому: эта мысль у профессиональных психологов считается чуть ли не банальной.
На первый взгляд, эта тема кажется неактуальной для вселенной Галактики: самой актуальной проблемой является проблема выживания. Однако, важно выжить не только физически, но и духовно. Потерянная родина, жизнь в режиме перманентного бегства от врагов и сражения с ними не только не закрывает, а, напротив, обостряет моральные проблемы.
Как не потерять человеческий облик? Как не скатиться к примитивным формам отношений? Как удержаться от ненависти к другому?
Ответ простой: любите себя!
Лишь умеющие себя любить себя спасутся от коллапса человека в себе.
Лишь любящие себя люди смогут избежать деградации.
Любовь к себе в условиях конца света – самый актуальный вид любви: актуальней, чем любовь к абстрактному человечеству, чем любовь к своему долгу, чем любовь к своим близким. Ибо она есть основа всего этого.
Значит, дело за малым – полюбить себя. Но малое и простое и есть самое сложное …. Ведь ЧТО есть любовь?
"Любовь есть узрение лица в глубине его бытия," - писал русский философ Н. А. Бердяев.
Значит, любить себя – это узревать, видеть себя в глубине своего бытия. Вопрос любви к себе есть вопрос понимания своей сущности, то есть основы своего существования. Так кто же есть все мы – люди, и где она – наша основа?
Кто знает ответ на этот вопрос? … Может быть, самый бесполезный на первый взгляд и самый трусливый человек на "Галактике" – Гай Балтар?
А почему бы и нет? Это человек, который не умеет воевать, зато умеет жить. Он не умеет выполнять приказы, зато умеет думать. И, думая о себе, он иногда решает и проблемы всех людей тоже. Разумеется, это довольно забавно, когда персонаж, пекущийся, казалось бы, исключительно своей шкуре, периодически словно нечаянно спасает и весь флот, и все человечество. Но, если вдуматься, что же здесь удивительного? Человек, обладающий универсальным умом, решая свои личные проблемы, решает одновременно и универсальные, общечеловеческие.
А личных тараканов в голове у Гая много, причем уже с самого начала нашей космической саги. Но вот, обобщая свой личный поиск душевного единства, Балтар говорит внимающим ему людям:
- Любите себя! Вы прекрасны! Потому что … Бог любит вас. Любит всех вас! Любит вас любыми …
Узревая себя и других в глубине бытия, Балтар увидел Бога … Для ученого с рациональным умом, для гедониста с планеты земледельцев это было, конечно, слишком … Но зато он нашел возможную опору, в которой так нуждалась гибнущая цивилизация людей. Нуждалась даже больше, чем даже в оружии и в пище.
И он был единственным, кто смог понять загадку вернувшейся из небытия Кары:
- Ангелы живут среди нас!
Ничего, что сама Кара влепила ему за эти слова пощечину: никто ведь не любит, когда его нагишом выставляют на всеобщее обозрение.
Тем не менее… любите безумцев: в них иногда живет высший разум. Не выкидывайте в шлюз предателей и трусов: иногда только они знают, как нам всем спастись! Не запрещайте религиозные движения – не сила оружия, а сила любви ограждает человечество от окончательной гибели.
Половая любовь
Половая любовь самая обманчивая и нестабильная. Слишком зависимая от других видов любви, слишком часто не понимающая себя, слишком часто не имеющая опоры вовне.
Слишком не любила себя Кара Трейс, чтобы принять любовь от тех мужчин, которые любили ее.
Слишком боялась она быть счастливой, слишком часто ее личные тараканы нашептывали ей, что она не заслуживает счастья.
Вот поэтому и старалась она редуцировать свою любовь до простого секса - близости только телесной, раздеваясь, но не снимая с души мундира, даже не расстегивая на нем ни одной пуговицы….
Слишком боялась она подпускать к себе близко любящего ее мужчину, ведь он слишком отчетливо мог увидеть ее слабости и недостатки, о чем свидетельствует ее риторический вопрос под пристальным взглядом Аполло, накануне ее последнего полета: "Жалеешь меня, да?"
Ей не нужен был свидетель ее слабости, очевидец ее недостатков: с ним неуютно, она бы предпочла быть непрозрачной для своего партнера.
С Андерсом было легче: этот большой и сильный парень был из другого теста, чем она и Аполло. До определенного момента он был безопасен, потому что не видел ее насквозь. Перед ним не надо было держать ответ в самом главном. Он не требовал от нее большего, чем она могла позволить себе отдавать...
Лишь любящий себя имеет силу принять и удержать этот огромный дар – любовь другого.
И у того, другого, действительно, должен быть такой проницательный взгляд, чтоб видеть тебя в глубине твоего бытия, чтобы видеть в тебе сокрытую и не очевидную для всех красоту. Красота не всегда очевидна, как и присутствие в этом мире бога. Поэтому, наверное, был все же прав русский философ Владимир Соловьев писавший, что дело любви – это дело веры.
Кара, как любой неуверенный в себе человек, очень нуждалась в такой любви, которая прежде всего – вера.
И в тот раз Аполло оказался достаточно проницательным, чтобы ее предложить. "Мы полетим вместе," - сказал он.
Однако у Кары не хватило тогда силы удержать этот груз любви-веры, или, скорее всего, она обозналась – приняла ее за жалость.
Но потом было ее возвращение, и Аполло был первым, кто сгреб ее в свои объятия, когда другие только ошеломленно смотрели на нее.
Он был тем единственным, кто сказал ей, водворенной в тюремную камеру: "Я верю тебе."
И даже когда открылась ее тайна, когда она сама убедилась в том, что она на самом деле мертва, что она – не человек, а ангел, он был тем, кто подошел к ней подбодрить и сказать: "Главное, что ты здесь, и я здесь. А остальное неважно."
Действительно, дело любви есть дело веры. Любовь есть неограниченная вера в другого человека, не знающая ни естественных препятствий, на которые наталкиваются наши глаза, ни даже возражений здравого смысла и разума.
Вместо заключения: любовь как условие жизни
Итак, о чем поведал нам Рональд Мур?
О том что любовь к абстрактному человечеству – самообман и фикция, если нет любви к конкретному человеку.
О том, что секс без любви может быть не распущенностью, а душевным аскетизмом.
О том, что любовь к себе есть залог спасения всего человечества. О том, что очень сложно любить себя. О том, что для этого надо, быть может, поверить в бога.
О том, что любовь мужчины и женщины друг к другу – это только на первый взгляд страсть, а на самом деле – бесконечная вера.
Рон Мур не писал об этом философских трактатов, он создал замечательный сериал, где через историю войны между роботами и людьми рассказал о тесной связи любви и жизни.
Посмотрим на тех, кто идет по обретенной Земле в финале сериала – выжили т о л ь к о те, кто сам любил, и кого взаимно любили. Те, кто был связан друг с другом страстью, разумом и верой.
Самыми первыми погибали те, кто терял эту связь: Тирол отказался от Бумер - и она погибла, а Хило не бросил Афину, чего бы ему это ни стоило. Они оба выжили и даже родили ребенка.
Погибла недолюбленная Келли. Билли погиб уже через пару часов после того, как Ди ему отказала. А однажды и сама Ди пустила себе пулю в голову, устав любить, надеяться и ждать, ничего не получая в ответ.
Выжили те, кто любил и был любим…
Это ведь только кажется, что выживание – дело случая, удачи, и все в конечном счете решает шальная пуля и роковая случайность. Возможно, это и есть основной закон жизни: люди умирают не от пули, болезней, старости - они умирают от одиночества, от недостатка любви.
Разумеется, эти выводы носят спорный характер.
Разумеется, в этом кратком эссе было невозможно охватить полностью такую огромную тему, как любовь, тем более, в таком огромном и таком умном сериале.
Смотрите его сами – наверняка, вы найдете в этом замечательном сериале еще много интересных и обжигающих откровений о любви.
@темы: аналитика, Звездный крейсер Галактика
Спасибо за аналитику! Очень интересно!
ну чудесно же написали
спасибо!
я потихонечку втягиваюсь в космические оперы, правда до Галактики пока никак не доберусь
Любить себя - можно и нужно. Если умеешь любить другого. Как образ Творца. Мы - икона, это Антоний Сурожский еще говорил. Только вот это еще б сохранить надо как-то... В себе. И разглядеть в других.
Билли погиб - да нет тут никакой философии! А просто авторский произвол. К слову, это для меня поставило окончательную точку в свое время)
А вообще - "Недостаток доверия разрушает фундамент любых отношений" (с). А доверия как раз.. Проблемы с ним, короче. На войне как на войне - кто ж спорит. Но даже это не всегда оправдывает.
Короче говоря - любите и будьте любимы! И постарайтесь разглядеть человека даже в сайлоне)
Как мне нравится твоя всегда такая простая философия!
Liliya_M,
А вот по-братски Ли никогда Кару не любил. ИМХО)))
только у меня там спойлеров дофига - не помешают, когда доберетесь до просмотра Галактики?)
ksenyabush, по-братски Ли никогда Кару не любил. ИМХО)))
эээ... а у меня там такое в тексте было? честно говоря, уже плохо помню - чего я там писала 2 года назад, но согласна, что Ли и Кару связывал скорее эрос, чем филио или сторгэ)))
Если учесть то, что мы узнали о детстве Кары (властная и жестокая мать, бросивший семью отец), то у ней, думаю, были очень сложные отношения с мужчинами отцовского типа - т.е. с теми, кто бы заботился о ней, опекал, помогал, поддерживал и т.д. В общем, с теми, кто более сильный. Имхо: она более всего нуждалась в таком мужчине, и немного таким был Ли (если не отцовский тип, то похожий на него тип старшего брата).
Однако отцовская фигура была заблокирована ненавистью к ее реальному отцу со стороны матери, передавшейся и Каре. Эту ненависть и обиду она и пыталась в себе преодолеть в 4 сезоне. Такой тип мужчин пугал ее, она от них сбегала - их нельзя любить: мама не разрешает((( Поэтому она подпускала к себе мужчин ТОЛЬКО сыновьего типа или нечто вроде младшего брата - вот таким, думаю и был для нее Зак: ее курсант, наверняка младший по возрасту, менее опытный и как летчик, и как человек. О таких она сама могла заботиться, наставлять, спасать и проч. - только с такими ей было комфортно.
Скажешь: а как же командер Адама, чью опеку и почти отцовскую любовь она принимала? Думаю, все просто: она знала, что за ее спиной стоит фигура Зака - что ее и ст. и мл. Адамы любят как бы "отраженной" любовью. Эта любовь предназначалась как бы не ей, а Заку (не утверждаю, что так на 100% и было, но именно так - я уверена - могла бы думать Кара), поэтому она как бы более-менее комфортно существовала в лучах этой любви, принимала ее и от Ли, и от его отца.
А вот когда она точно поняла, что Ли питает к ней не сколько братские чувства, сколько именно страсть: любит ее не из-за Зака, а именно ЕЕ любит, то тогда она испугалась и сбежала...
Такова моя доморощенная психоаналитическая теория насчет Кары.
...но чтобы любить другого, надо любить себя! диалектика-с!)))
Билли погиб - да нет тут никакой философии! А просто авторский произвол. К слову, это для меня поставило окончательную точку в свое время)
Фсе понятно - кто у тебя там был любимый герой!)))
Не, не согласна насчет простого произвола: у хороших сценаристов и режиссеров ни одно ружье на стенке зря не висит. А Мур, думаю, хороший сценарист.
"Недостаток доверия разрушает фундамент любых отношений"
ну да, а доверие коренится в вере, о чем и писал Вл. Соловьев тож. ("Дело любви - дело веры")
имхо: по-настоящему хорошее произведение никакие спойлеры не испортят).
Я про "сестру" тут. Поэтому и сказала про "братскую" любовь)
а! ну, тут я имела ввиду то, как это выглядело в глазах окружающих: то, как тот же Сол Тай объяснил ситуацию с поисками президенту, когда та решила вмешаться. Правда, насколько я помню, такую интерпретацию признал только коммандер, а вот Ли как раз нет - он спрашивал потом отца: "Разве мы делали это ради Зака?" т.е., имел ввиду, что они делали это не ради Зака, а ради самой Кары.
Не помню, что ответил Адама-ст., но он, кажется, так никогда и не догадался, что между Ли и Карой есть нечто большее, чем дружеские и братские отношения. (Да и вообще у него с понимаем сына, имхо, были большие проблемы - во всяком случае, на эмоциональном уровне.)