Cogito, ergo sum.

Кто уже собирается вешаться от постов на пожарную тематику, не торопитесь – это действительно ПОСЛЕДНИЙ пост по Дыму!
Можно даже сказать, эпитафия…

Второго сезона не будет((((((( читать дальше



Эта новость, опубликованная каналом 3 недели назад - 27 апреля - в очень странное время – в воскресенье, утром, причем почему-то только через 3 дня (!) после истечения сроков контракта у актеров, очень походила на первоапрельскую шутку.
В закрытии сериала, действительно, много странного: рейтинги (кол-во зрителей) – не сногсшибательные, но достаточно хорошие (по сравнению с другими проектами канала – выше средних), отзывы критиков – сплошь восторженные, более того – сериал УЖЕ был включен в пресс-релиз финансируемых проектов 2014 года (см. изыскания на сей счет Jamie Bamber Fan.com).
Все актеры сериала – судя по их переписке на твиттере - тоже были настроены на 2-ой сезон.
Правда, Джейми за сутки до истечения контракта стал нервничать, но написал об этом все же в оптимистической тональности (вспомнив, как канал когда-то «спас» Галактику в самый последний момент - за 11 часов до истечения контрактов), а на вопрос одного из зрителей о прогнозе 2-го сезона ответил: «Прогноз позитивный: иначе бы нам давно сказали искать работу».
Насколько я поняла, актеры о судьбе сериала узнали не раньше официального сообщения…
Официальное же сообщение представляло из себя всего 3 строчки:
Мы очень гордимся «Дымом», который сыграл ключевую роль в планах Sky 1 по разработке крупномасштабных драм; это то, что мы будем продолжать делать для нашей аудитории и дальше.
К сожалению, относительно возвращения драм на экраны иногда должны быть сделаны жесткие решения: «Дым» не будет возобновлен для второго сезона.
Мы хотели бы поблагодарить весь творческий коллектив и актеров, а также компанию-производителя Kudos.
Оригинал:

В общем, судя по всему, что-то со 2-ым сезоном не срослось буквально в последний момент. Скорее всего, финансирование: съемки пожаров стоят дорого. (Сам канал причин – как видите – не назвал.)
Итак, сериал не продлен. (Именно так: не «закрыт», а «не продлен».)
Конечно, какой-то шанс у него все же есть: тот же LOUK закончился в 2011 году, а потом был неожиданно возобновлен – спустя почти 2 года. Однако сериалу это стоило потери 2-х актеров основного каста из 6 (Фримы Айджмен и Генриетты Уолтер). В Дыме основной каст – 8 человек: собрать их снова вместе будет еще труднее… В общем, маловероятно.
Лично у меня ощущения от всего этого достаточно противоречивые:
- Конечно же, обидно за Джейми: то, как он сыграл роль Кева, заслуживало награды, а не того, чтобы он остался без работы.
Причем вот так – неожиданно.
Причем в проекте, в котором он наконец-то – по-сути впервые после Галактики – смог в полной мере развернуть свой драматический талант.
- Конечно же досадно, что мы так уже никогда и не узнаем: что же случилось дальше с его героем. Он остался в той критической ситуации, где его оставил финал 8 серии, уже навсегда.
В свете того, что сериал оказался теперь мини-сериалом, этот финал стал выглядеть еще более трагичным. А потому я готова отдать именно Кеву Аллисону пальму первенства по части «обнять и плакать» среди всех других героев Джейми – даже среди погибших. ((((((((((((((
Его героя конечно не убили… но это ведь с какой стороны посмотреть: имхо, его тяжело ранили, почти убили – морально((((( На слетевшего с катушек Кева почти так же тяжело смотреть, как и на захлебывающегося кровью Мэтта Девлина на последней минуте 5 сезона LOUK…

… но с другой стороны:
- Эта новость у меня, как зрителя, возрождает надежды увидеть Джейми в каких-то новых – может, еще более интересных - образах. И может даже в более солидных проектах, нежели британский кабельный канал на сценарий начинающего автора.
В конце концов, зрители Галактики уже 5 лет ждут его возвращения в этот жанр! (Были, конечно, еще и «Изгои» с великолепным Митчеллом Хобаном, но и только!)
- Да и по поводу его героя в Дыме я все-таки… вздыхаю с облегчением

Имхо: после такой психологически тяжелой роли, Джейми надо прописать не менее двух комедий подряд))) а лучше – три))))
***
Ну и в заключение – как раз о будущих ролях: чего нам – зрителям – в ближайшее время ждать?
Сезон пилотов на американском ТВ Джейми уже пропустил.
Однако есть много интересных проектов, где каст еще не утвержден, в том числе – и по главным героям. Например, спустя 3 дня после известия о закрытии Дыма, появилось сообщение о запуске сайфаевской драмы «Вознесение»: опять космический корабль с людьми в глубинах вселенной… с секретной миссией и путешествием на 100 лет!

…Опять же – проект Йоана: почему бы Джейми не оказаться в нем в какой-то хорошей роли эпизода эдак на 3-4? (например, … в роли лучшего друга Генри Моргана во флешбеках, где будут показывать его «первую жизнь» – а это, как и в Хорне, вновь начало 19 века)))
Кроме этого и у британцев есть много новых сериалов на стадии запуска – Джейми вместе с семьей все равно собирался жить и работать этим летом в Лондоне: почему бы не в британской драме, хоть и уже в другой?
Это в лучшем случае.
На худший же вариант мы должны запастись лупой и силой духа для новой пробежки за Джейми по гостевым ролям, аналогично той, какая была в конце 2011 года.
В этом случае – как бы в порядке компенсации – мы, должно быть, получим «много» Джейми на различных КомикКонах и прочих публичных появлениях. Кстати, уже появились известия о появлении Бамбера на 3-х таких мероприятиях (два из них я правда еще не запостила: в июле – в Лондоне, в сентябре – в Нешвилле (США)).
Когда ждать известий? Возможно, уже недолго: уже почти месяц, как у Джейми закончился контракт с Лондоном и он сейчас, наверняка, ищет работу.
В прошлом году он нашел ее уже спустя 2 недели после печальных рейтингов по первой серии ММ. Правда, сообщил об этом на твиттере только через 1.5 месяца.
Если агенты Бамбера в этом году будут так же активны, как в прошлом, то, думаю, где-то к середине-концу июня мы уже будем знать – как зовут его следующего героя))))))
Р.S. Этот текст пролежал у меня в черновиках несколько дней, а уже вчера (раньше, чем я ожидала!) появилась новость о следующей роли Джейми: однако ничего здесь не правлю – напишу про эту новость отдельно, следующим постом.
***
Итак, заключительное слово о Дыме и о Кеве Аллисоне.
Критиковать закрытый сериал – имхо – почти так же недостойно, как и бить лежачего) Поэтому, говоря о Дыме в общем и целом, я все ж сосредоточусь на его достоинствах. Тем более, что он мне, действительно больше понравился, чем не понравился.
Моменты, кои не понравились, тоже были и довольно много (имхо: сценарий написан очень неровно – то пронзительно и оригинально, то наивно и без чувства меры). Однако о них я уже писала по ходу просмотра – повторяться не буду.
Оценка чего-либо, как известно, строится на двух моментах:
1. на сопоставлении с явлениями аналогичными
2. на сравнении полученного с ожидаемым (в нашем случае – при сравнении с обещаниями пресс-релиза)
Итак, сначала об аналогичном ряде:
Специфика "The Smoke" среди других пожарных сериалов читать дальше
Пожарных сериалов немного, и наиболее известные я посмотрела:
- Пожарные Чикаго (Чикаго в огне),
- Спаси меня
- Горящий Лондон (Лондон в огне)
Пожарные Чикаго (Chicago Fire), сериал 2012 – н. вр. (см. страницу на imdb.)

Имхо, самая сильная сторона (помимо мастерски закрученных сюжетов) – показ технологий и экшена (ну, еще бы! – у сериала многомиллионный бюджет национального канала США) – глаз радуется смотреть на слаженную и высокотехнологичную работу профессионалов! Да, трагические ситуации там тоже имеются, но все равно по итогам просмотра у зрителя спокойно на душе - есть ребята с техникой и опытом, которые, если че, спасут! В этом плане Chicago Fire очень патриотичный американский продукт.
Экшен в Дыме тоже есть и он по-своему крут (показ ситуации максимально приближенно к тому, что видит пожарный, глобальные зрелищные взрывы и т.п.). Однако упор делается все же:
- не на победы, а на поражения;
- не на технологии, а на личностный фактор;
- не на экстрим, а на обыденность профессии
- и даже вообще не на экшен, а на драму характеров.
(В этом плане Дым ближе всего к «Спаси меня».)
Имхо, на этом пути создатели сериала даже перегибают палку: парочка традиционно героических сюжетов бы сериалу не помешала.
В общем, как пошутил кто-то на твиттере, Кев - самый худший пожарный в мире (твитт был после 7 серии: экипаж Кева не смог предотвратить худшее развитие событий – не только никого не спас, но и сам пострадал).
Дым не только не демонстрирует крутые пожарные технологии, но даже делает прямо противоположное: говорит о возможности их нарушений и даже – о, ужас! – наплевательском отношении к жизням простых пожарных со стороны руководства.
Вот чего в Чикаго нет точно, так это того, что пожарный покалечился из-за нечеткой работы руководства, из-за слабой материальной базы своего подразделения. (Гм… лично для меня было удивительно обнаружить в британском сериале такие – казалось бы – чисто российские мотивы.)
***
Говоря об экшене, нельзя не сказать - как оценили «Дым» профессиональные пожарные: сериал вызвал у них… гнев и возмущение! (Видела и положительные отзывы с их стороны, но недовольных было больше).
Допускаю, что дело все же не в социальной злободневности Дыма: возможно, создатели сериала, действительно, не очень хорошо выучили «мат.часть», либо в стремлении уйти от традиционных штампов в показе профессии, как я уже писала, просто перегнули палку.
Однако при этом я абсолютно убеждена, что к мнению профессионалов при оценке сериала стоит прислушиваться с очень большими оговорками:
- Во-первых, абсолютно точно показать все детали работы просто невозможно – иногда они идут вразрез со зрелищностью и ими приходится жертвовать.
(Была удивлена, когда даже «Понедельник Утром» упрекали за неточность в показе реалий операции – например, во время операции на мозге пациенту не закрывали глаза защитными очками. Не думаю, что Санджай Гупта, который по словам Бамбера, просто не вылазил со съемочной площадки и маниакально добивался достоверности, не заметил такой «ошибки». Наверное, режиссеру пришлось долго убеждать его, что открытые лица пациентов во время операции необходимы за ради зрелищности.)
- А во-вторых, думаю, немаловажен момент психологического отторжения людей экстремальных профессий от негатива. Об этом, как о впечатлении от общения с профессиональными пожарными, говорил сам Бамбер (см. интервью). Однако думаю, это и так понятно...
Помню один из первых твиттов от профессионального пожарного был такой: «Посмотрел 1 серию на смене: дерьмо! Не смотрите!» Заглянула в профиль – да, пожарный, совсем молодой парень.
Вот и представьте себе картинку: сидит этот парень на работе – каждую минуту могут объявить тревогу и надо будет ехать на пожар, а тут ему показывают как такой же парень заживо горит на экране, а в конце серии – фронтальной наготой - еще и то, как именно он покалечился…
Если, например, беременной женщине накануне отправки в роддом показать со всеми натуралистическими подробностями – как идут роды и как роженица кричит от боли, а потом – из-за ошибок мед.персонала становится калекой, то не думаю, что она будет очень благодарна за такое зрелище. То же и профессиональные пожарные: имхо, сериал слишком прямо говорит о том, о чем бы они предпочли просто не думать.
Поэтому негатив со стороны профессионалов можно истолковать двояко: может, сериал действительно все слишком неправильно показал, а может и наоборот – настолько правильно, что попал в самую болевую точку профессии…
***
Спаси меня (Rescue Me) - выходил на экраны американского ТВ с 2004 по 2011 гг. (См. на imdb.)

Имхо, самая сильная сторона – показ психологической травматичности профессии.
Жесткий, стебный стиль повествования, явная ориентация на мужскую аудиторию. (Кстати, если взять статистику оценок Дыма на imdb , то, оказывается… 2/3 зрителей – именно мужчины)))
Думаю, если Люси Кирквуд кому и подражала в своем сценарии, то как раз Денису Лири – сценаристу, режиссеру и исполнителю главной роли - Томми. (Последний знаком с профессий не по наслышке – его брат был профессиональным пожарным и погиб на пожаре)

В обзоре 8-ой серии я уже писала о сходстве приемов Дыма и Спаси меня в показе внутреннего мира глав. Героя. Да и вообще при просмотре Дыма у меня возникало много аллюзий.
Вот точки соприкосновения сериалов, которые удается вспомнить с ходу:
- разговор глав.героя с воображаемым собеседником,
- возвращающаяся тема погибшего ребенка,
- показ не-героической стороны профессии (самый первый вызов по тревоге, с которого начинается СМ был связан не с пожаром, а с … мочой)))))
- показ не всегда уважительного отношения со стороны окружающих (и даже – как и в Дыме – избиение глав.героя во время пожара каким-то неадекватным погорельцем)
- скабрезные темы для обсуждений внутри экипажа, а то и просто непристойные шутки – в «Спаси меня» все это тоже есть и в количестве.
- аналогичность финалов первого сезона: Томми, как и Кев, на перепутье: под вопросом его психическая вменяемость, способность выполнять свою работу дальше (потом, правда, было еще 6 сезонов, где Томми – должно быть - продолжал все же работать пожарным (я посмотрела только 2 сезона из 7-ми, поэтому пишу «должно быть»))
В общем, в «Дыме» много как бы повторов «Спаси меня», но – к счастью – они не выглядят таковыми, так как разница межу сериалами все же огромна:
Во-первых, по жанру: СМ работает все же в жанре черного юмора, стеба, Дым – прежде всего драма, которую черный юмор лишь оттеняет.
Во-вторых, разница в «объекте исследования»: СМ берет своего героя в рутине, в повседневности, Дым – на изломе, в критической ситуации, где он только-только вырабатывает «механизмы» жить и работать дальше. В СМ героем эти механизмы уже найдены – нам показывают – как они работают (или не работают).
Ну, и в конце концов, основная травматическая ситуация, с которой имеют дело глав.герои (помимо травматизма как рутинных впечатлений от профессии), разная: у Томми – недавняя гибель четырех коллег, в том числе – самого близкого друга, у Кева – собственная физическая и психологическая травма, полученная на пожаре.
Что же касается не объекта, а уже «предмета исследования», т.е., того, что волнует создателей сериалов больше всего, то тут мы – имхо - снова видим сходство:
- СМ: как жить дальше с тем, с чем жить нельзя? Насколько возможно не только будущее, но и даже настоящее, для того, кто не может «отпустить» прошлое? (Эта тема проходит не только в профессиональной, но и в личной сфере: у Томми очень неоднозначные отношения с бывшей женой.)
- ДЫМ: аналогично - как заново научиться жить, если ты больше не можешь быть тем, кем был? Всякое ли предательство можно простить и «отпустить»? что происходит после предательства… самого себя?
как далеко ты можешь пойти, спасая любимого человека? Что происходит с тобой, если ты все же не смог спасти?
***
Лондон в огне (London's Burning) - британский сериал, выходил в 1988–2002 гг. (см. на imdb)

– тут я посмотрела только несколько серий + почитала описание в вики: не настолько он меня заинтересовал, чтобы смотреть сериал без перевода, к тому же с плохим качеством картинки (что нашлось на ю тубе).
Имхо – слишком мыло: степенное, солидное и скучное. Даже экшен этот сериал умудрялся показывать как-то уж слишком затянуто и неинтересно. (Повторюсь – это мое очень поверхностное (и возможно поэтому - несправедливое) впечатление, ибо сериал я посмотрела ОЧЕНЬ мало.)
***
Вывод: специфика у «Дыма» есть, и несомненная. Сериал интересен: реалистичный и в меру зрелищный. И даже социально злободневный. Бъет по нервам и покушается на глубокую философию. Вот о ней дальше и поговорим…
Откровения о маскулинности и героизме? (мини-аналитика: много букафф и спойлеров) читать дальше
О втором моменте при оценке чего-либо – об ожиданиях: насколько сериал выполнил обещания его создателей, прозвучавшие уже в пресс-релизе. А там нам пообещали «новый взгляд на героизм» и ответ на вопрос: «что значит быть мужчиной в современном мире?»…
Итак, Кев. Пожарный, и это звучит гордо. И предельно маскулинно. Да, потому что идея маскулинности – это прежде всего идея защитника (Эту мысль проговаривал Бамбер в интервью накануне сезона, вероятно, это же и точка зрения Люси Кирквуд). Мужчина тот, кто спасает, защищает…
Думаю, с эти определением маскулинности как с рабочим определением можно согласиться. Обратите внимание – он совпадает с определением… героизма!
Герой – это тот, кто кого-то спасает. Иногда ценой своей жизни. Самопожертвование – это то, из-за чего он больше, чем просто человек. Жертва – это всегда форма диалога между людьми и богами (у язычников – буквально, у христиан – словесная жертва - молитва). К тому же история религий знает и самих богов в роли жертвы: см Дионис, Христос.
Собственно эта идея – если вспомнить признания Кева в конце первой серии – и спасла его, когда он лежал в госпитале, страдая от жалостливых взглядов мед. персонала и в отчаянии от потери своей мужественности в плане чисто физиологическом.
Но вот пришла практикантка, которая не знает еще, что он калека. И она посмотрела на него как на мужчину, нет больше – почти как на бога: с благоговением и восхищением - только потому, что он сказал: «я Кев, я пожарный».
- Я почувствовал себя гребанным богом – говорит Кев.
Да, профессия пожарного – это героизм и маскулинность: согласимся с этим тоже.
Обыкновенный человек спасает себя – это естественно и просто, герой спасает других, иногда ценой своей жизни или здоровья – это сложно, это против обыкновенных человеческих инстинктов.
К тому ж - если ты не супер-герой со сверх способностями, а всего лишь человек с пожарным спец.снаряжением, ты можешь не справится. Однако ты должен сделать максимум возможного. И еще чуть-чуть. Говоря проще – подойти к краю своей гибели… Сделать больше, чем это возможно. Больше, чем в человеческих силах, а если о том же самом, но без пафоса – больше, чем тебе позволяет инстинкт самосохранения.
В этом плане работа пожарных – героизм в чистом виде: да, есть спец.снаряжение, техника и опыт. Но все равно – например, в Москве ежегодно гибнет 10 пожарных (статистику Лондона не знаю) Т.е., все равно нельзя на 100% просчитать степень риска: когда обвалится крыша – до того как ты успеешь вывести всех людей, или когда ты еще будешь искать последнего ребенка.
В "Пожарных Чикаго" крыша имела обыкновение ждать, пока пожарные успеют вывести всех людей из помещений. Не помню, чтобы шеф Боден приказывал пожарным отходить, потому что стало опасно, ХОТЯ не все этажи еще «зачищены».
Иногда она все же падала, но
- не на глав.героев – списанный по состоянию здоровья после травмы на пожаре был, но второстепенный персонаж;
- а если и падал на глав. героя, то другой глав.герой проявлял максимум профессионализма и личного героизма: первый глав.герой оказывался спасен в считанные секунды и без существенного ущерба для здоровья (лейтенанты Кейси и Северайт в 1 сезоне).
Ситуации «не спас, не смотря ни на что» там были, НО не потому что пожарным или спасателям пришлось выбрать спасение своих жизней как более приоритетное по сравнению с теми, кто еще остался в опасности. Говоря проще: потому что пришлось их бросить.
Просто спасаемые умирали чуть раньше, чем их успевали вытащить из-под каких-нибудь завалов (пронзительный сюжет с Северайтом + сюжет с ребенком)
В общем, Пожарные Чикаго – это немного супермены: только вместо сверх-способностей у них новейшая пожарная техника и профессионализм!
Поэтому, как и супермены, они стоят достаточно далеко от того обрыва, который называется самопожертвованием… (поэтому - по большому счету - супермен не герой в полном смысле слова).
Лондонские пожарные и их техника не так круты – я это заметила еще по «Лондону в огне»: там упор идет не на профессионализм, а на личный героизм. «Лондон в огне» подчеркивает НЕ профессионализм, а именно личный героизм!!! (Глав.герои там, кстати, гибли.)
В пику своему отечественному предшественнику, «Дым» начинает с горькой иронии над темой героизма: да, Кева в 1-ой же серии называют героем и даже дают медаль! НО!!! достаточно отчетливо звучит тема: его СДЕЛАЛИ героем, чтобы прикрыть виноватых! Его шефу надо было снять с себя вину за необеспеченность техникой марш-броска Кева за последним ребенком. И он сказал комиссии, что Кев пошел сам – он его не посылал. Комиссия, не смотря на то, что экипаж Кева говорил иное, ему поверила (сделала вид, что поверила?): шеф отмазался от наказания, а Кев был объявлен героем и получил медаль. Такой вот фарс. Причем Кев прекрасно все понимает. На церемонию награждения он, конечно, приходит, но вдрызг пьяный и своей непристойной выходкой пытается противостоять этому фарсу.
Однако личный героизм тоже имеет место: наряду с темой лжи и фарса в первой же серии звучит и тема гордости за свою профессию. Заслуженной гордости, ибо героизм ТОЖЕ имеет место быть: да, Кев профессионал, а не идиот, чтобы попусту рисковать своей жизнью. Но рисковать все же приходится!
К тому же со взаимопомощью на том пожаре сложилась далеко не так, как у суперменов Чикаго: один напарник (новичок Ал) струсил («потерял ориентацию», как говорят в таких случаях пожарные) – Кев его отсылает с надуманным поручением наружу, другой (Мал) оказался отрезанным от него обвалом перекрытия между этажами, и Кев остался один. Взрыв произошел раньше, чем Кев успел выбраться с ребенком.
По идее он профессионал – он должен был почувствовать степень опасности, т.е. ВОВРЕМЯ уйти из горящего здания – даже если там еще кто-то остался.
Собственно нам это и показали – Кев понимал степень риска:
- Я-то доберусь на 7 этаж, - говорит он своему шефу по рации, - но ты сможешь меня потом вытащить через окно? (Он знает, что техники под окном еще нет.)
И даже после заверений шефа, что технику он обеспечит, Кев спрашивает: «а есть ли план В?»
Шеф повторно заверяет, что все будет…
Да, Кев профессионал. Да, он знал, что рискует сейчас больше, чем всегда. Особенно при отсутствии «плана В». Тем не менее, он пошел искать ребенка, хотя оставаться в здании дольше было уже опасно.
Профессионализм, к сожалению, не страховка от ЧП. Поэтому медаль он получил не зря.
Но вот большую часть ожогов он получил все же не по причине своего героизма, а потому, что его вовремя оттуда не вытащили… Как станет ясно впоследствии, первой к Кеву подоспела все же не лестница, а его напарник Мал – как-то добрался к нему с нижнего этажа – но уже затем, чтобы «отскребать кожу своего друга с окровавленного бетона» (фраза Мала из 5 серии).
В общем, профессионализм не исключает личного героизма. Однако не всякий героизм к лицу профессионалу. Кев очень болезненно – вплоть до 8-ой серии – относится к тому, что его хотят выставить героем в ущерб его профессионализму, навязать ему героизм, выходящий за рамки профессионального поведения:
- Что ты сказал ей (матери погибшего ребенка)? Что я неуправляемый? что я пошел туда вопреки приказу?
В этом плане Дым спорит с «Лондоном в огне»: героизм не заменяет и даже не дополняет профессионализм, а входит в него.
Однако не до такой степени, чтобы пожарный стал всесильным суперменом, как это почти произошло в «Пожарных Чикаго»...
***
В Дыме очень четко звучит тема расхождения идеала профессии с реальной практикой. Поэтому Дым все что угодно, но не британский вариант «Чикаго». Поэтому он все же о героях, а не о суперменах.
Кев не просто пожарный, а еще и командир: у него очень четкое представление о той – каким должен быть настоящий пожарный. Он страется внушить это представление своим подчиненным. Так в 1-ой серии, он выговаривает Алу за разбитое (на «подработках» в ночных клубах) лицо:
- Люди нас уважают и доверяют нам. Как думаешь: будут ли они чувствовать себя в безопасности, увидев твое лицо? Молись богу, чтобы погорельцы не увидели тебя в таком виде!
Однако реалии таковы, что уже через серию он сам появляется на рабочем месте с синяками и шрамами во все лицо. К тому же попадает с ними не на глаза отдельных граждан, а на телеэкраны всего Лондона! И хотя Триш шутит: «Каждая домохозяйка Лондона сейчас влюблена в тебя», очевидно: эта «слава» - еще один камень для человека, которого и так уже прибила сильная депрессия.
(Замечу в скобках, что Бамбер в этой серии играет просто бесподобно. Играет на разительном контрасте в рамках одного образа: сильный, энергичный Кев в ночном баре и потухший, депрессивный, да еще и с разбитым лицом - дневной. Очень точно сыгранное опустошение, усталость, когда не только идти домой, но и говорить тяжело – см. посл. сцену с Триш.
Это вообще очень грустная серия – тот же «Маленький Ал», мучимый чувством вины перед Кевом, и проигрывающий бой; побеждающий самого себя на высокой башне и тут же отвергнутый собственным ребенком…)
Думаю, это была хорошая идея – показать реалии профессии через внутренний излом глав героя: после травмы он словно бы другими глазами видит реальность, он словно без кожи – чувствует все шероховатости и острые углы свое профессии.
Он сам попал в зазор между должным и сущим: не только реальность не дотягивает до декламаций, но и он сам не дотягивает до своих же принципов. Но он пытается. В этих его попытках мы зрители еще раз видим – как эти принципы проверяются на прочность.
Кев мог бы уже не работать после того трагического пожара, либо определиться на какую-то офисную работу. Но он – не смотря на травмирующие переживания, с которыми теперь для него связана тема пожаров, все равно возвращается на свою работу. Пусть и на испытательный срок. Все равно лезет в огонь. Так он восстанавливает свою мужественность. Так он пытается остаться мужчиной.
Поначалу мы, правда, видим простое – человек просто возвращается к работе. Но уже в конце первой серии мы видим иное: речь идет не столько о работе, сколько о попытке снова начать жить.
Мы видим, что Кев далеко не в порядке, как это он пытается показать. Экипаж тоже что-то подозревает: показная веселость, очень большая степень внимательности и предупредительности к своему командиру. Они присматриваются к нему, они тоже волнуются: 9 месяцев назад они все были свидетелями и участниками его трагедии, но и они не знают – до какой степени у него все плохо.
Кев пытается вернуться к жизни, но эмоции зашкаливают – он не может так хорошо делать свою работу, как раньше (например, адекватно оценить степень опасности – см. 5 серию), он скрывает даже от Триш, что носит в кармане и пьет анальгетик. Он скрывает от всех попытку своего недавнего суицида и даже степень своих травм (моется в закрытом душе).
Тяжелее всего ему с теми, кто знает про него все. К тому же они (Мал и Триш) умудряются наносить ему один удар за другим. И ему становится тяжело жить и работать рядом с ними: он расстается с Триш и (в 5-ой серии) подает рапорт о переводе в другую часть…
Тем не менее, он вполне справляется с обязанностями командира – помогает адаптироваться к экипажу новичку (Асбо), проявляя о нем даже больше заботы, чем это требуют служебные отношения (Асбо, как новичок, знает о Кеве меньше всех, поэтому, думаю, Кев интуитивно и тянется к нему - с ним ему легко). Даже узнав - кто Асбо на самом деле, он продолжает его защищать и спасать. Он поддерживает/защищает Зигги, когда у той случаются конфликты с экипажем и дома.
***
Итак, все сложно: да, это героическая профессия, но не все зависит от тебя – иной раз просто от слабой материальной базы твоей пожарной станции.
Иной раз тебе приходится быть героем, потому что твой напарник струсил, а начальники оказались не на высоте.
Иной раз в этом мире тебя называют героем исключительно из чувства вины и из страха, что ты подашь на них в суд.
(Слова «герой» и «героический» мы слышим впервые, когда Кев в разговоре со своим шефом горестно констатирует:
- Прослужил 17 лет, а что имею? Ничего – даже счета в банке.
- Ты же герой! ты действовал героически – искренне восклицает тот в ответ и тут же осекается под насмешливым взглядом Кева.
(Ага, героям деньги не нужны! – очень российский мотив. Должно быть как старший офицер он не очень отражал разницу в зарплате. Материальную компенсацию для Кева он в последней серии все же выбивает. И, кажется, неплохую.)
Бывает правда и наоборот – ты спасаешь людей, но они отнють не собираются говорить тебе «спасибо» и видеть в тебе героя, а исчо и предъявляют претензии насчет сломанной двери (была новая! Только што поставленная!), их соседи воспринимают ваше появление тоже без особой почтительности – только лишь как повод развлечься и поиздеваться над незнакомцами, попавшими в их туземный мир и нравы.
Со всем этим Кев сталкивается в первый же день своей новой службы. Он слегка в шоке: «я немного подзабыл – как жарко бывает в этой курте» - это так он пытается пошутить.
А девушка, которую он спасал в этот же день на первом вызове, как оказалось, умерла.
От совокупности всех этих впечатлений Кев в конце первого дня напивается: не настолько сильно, штоб упасть, но достаточно, штоб полезть к начальству с правдой-маткой:
- Какая разница между старшим офицером и простым пожарным? - около 40 тысяч. И это при том, что большинство из них даже близко не подходили к огню!
***
Итак, не все зависит от тебя. Иногда ситуация выходит из-под контроля, и ты не можешь справиться с миссией защитника и спасителя. Что тогда?
- А тогда наш герой все равно пытается выполнить свою миссию – вплоть до потери сознания. Идти сколько сможешь – погибнуть, но не отступить.
Такой вот - личный героизм в чистом виде – Кев демонстрирует в 7 серии: ищет Триш, действительно, вплоть до потери сознания.
«Командир пожарного инциндента» на этот раз был он сам, а не его шеф: в отличие от первой серии, в госпиталь он попал исключительно по своей личной вине, то бишь – по причине своего отчаянного героизма.
(Впрочем, момент нечеткой работы спасательных служб в 7 серии тоже был - еще до взрыва Кев предупреждает полицию: «надо срочно эвакуировать людей», но даже спустя некоторое время после взрыва эвакуационных отрядов не наблюдается, о чем с досадой говорит – точнее, матерится – Кев.)
Его экипаж тоже работает вполне героически: Кев предупредил, что времени у них вдвое меньше, чем они предполагали – они работают, ожидая взрыв в любую минуту: рискуют своими жизнями ради спасения раненного водителя. Тем печальнее, что они его так и не спасли…
Что двигает людьми в таком случае? Кроме инстинкта самосохранения в плане витальном есть проблема самосохранения себя как духовного существа. Тот, кто чувствует это в себе, тот рискует. Очевидно, что именно по этой причине пришел в отряд пожарных Асбо, и именно он наряду с Кевом проявляет на том пожаре отчаянный героизм.
Оставшись в живых, ты живешь с болью о неспасенных тобою, но все равно с чистой совестью смотришь в глаза тех, кого ты пытался спасти, рискуя собой. Не зря же Кев идет и объясняется в любви к Триш после того, как едва не погиб, пытаясь спасти ее. Хорошо, что она спаслась сама…
Кстати, Триш повторяет точь-в-точь этот путь Кева. Она мать – и она идет до последнего, ища своего ребенка. Она тоже не может его спасти, и тоже лишь сама попадает в госпиталь.
И матерью нельзя быть, не будучи героиней, защитницей, идя на этом пути до конца.
***
А что если НЕ пойти до конца? Если не подходить к краю человеческих возможностей?
Такой вариант на глав.герое тоже опробован: в посл. серии в критический момент Кев проявляет здравомыслие и не лезет спасать гибнущего человека.
Человек этот мерзавец. С ним у Кева свои давние личные счеты. Правда, он вроде бы попытался. Но … не пошел до той черты, до которой он пошел в случае с Триш.
Конечно, сцену в горящей квартире Гога можно трактовать по-разному (см. например, обсуждение на форуме IMDb – убийца Кев или нет? Мнения зрителей, понятное дело разделились).
Лично я поняла так, что в решающий момент у Кева просто включилось нормальное чувство самосохранения.
К этому моменту он и так уже успел погеройствовать: он не на службе – дежурят «Зеленые часы». Увидев пожар и мечущуюся в окне горящей квартиры девочку, Кев выбивает ногой дверь, находит девочку и выносит ее. Потом опять возвращается в горящую квартиру – там остался еще один человек…
Кев действует словно бы автоматически – как привык действовать на пожаре: не важно, что он без спец.одежды и пожарного снаряжения, не важно, что человек в огне – полный отморозок – Кев возвращается и пытается как-то ему помочь.
Попытка не удается: Гог настолько трус, что даже ради своего спасения боится рискнуть и пройти сквозь огонь… Тогда это надо сделать Кеву?....
В этот момент режиссер выпускает залп из ретро-кадров:
- Осторожней, Кев! (голос Мала, но должно быть, как внутренний голос самого Кева)
- затем кадры взрыва из 1 серии – Кев кричит от боли, плачет ребенок и проч…
Думаю, Кев просто испугался: ведь случилось самое настоящее дежа вю – он вновь оказался в горящем помещении с тем же самым человеком. Вполне возможно, просто сработал опыт травматической ситуации: не столько жажда мести, сколько страх повторения ситуации, в которой он чуть было заживо не сгорел.
К тому же Гог ведет себя неадекватно: должно быть, он все еще пьян: просто не отражает всей критичности ситуации, а узнав Кева, привычно матерится в его адрес((( Страх Кева легко превращается в ответную агрессию, в гнев. Он вдруг оставляет попытки пробраться к Гогу и спешит прочь из горящей квартиры… (Кстати захлопнутая дверь – это не затем, чтоб уж наверняка угробить Гога: это чисто профессиональный жест-на–атомате: открытая дверь – это ведь обратная тяга.)
- Слишком поздно! – говорит он подоспевшему Асбо.

Предположим: Кев кинулся бы в огонь за этим мерзавцем. Спас ли бы он его или нет – неизвестно. (Пьяный Гог бы еще надумал сопротивляться спасению.) В лучшем случае, его геройство закончилось бы прожженной курткой и дырками на брюках. В худшем – что вероятней: между ним и Гогом была целая стена огня - гибелью или новым пребыванием в ожоговом отделении. И материальной компенсации на этот раз он бы точно не получил.
Он не убил человека, он «только» позволил ему погибнуть.
Он «всего лишь» не стал делать больше того, что велел ему обыкновенный инстинкт самосохранения; не попытался сделать больше, чем это было возможно. Говоря проще – он поступил не как герой, а как обыкновенный человек, как обыватель, который знает, што щас приедет пожарная машина и вот пусть они и тушат-спасают. Машины, действительно тут же приехали, но спасти Гога уже не успели.
Так что фразу Кева «слишком поздно» можно вполне считать профессиональной оценкой ситуации.
… Что же мы видим дальше?
- Дальше идет «достоевщина». И это буквально: Кев идет по пути Ивана Карамазова: у того на совести тоже была смерть одного мерзкого человека – его отца: он ее "разрешил", он просто не помещал ей быть.
Классику мы помним: разборки Карамазова с самим собой закончились явкой в суд и сумасшествием. На последних страницах этого романа Достоевского, Ивана с белой горячкой оправляют в психушку.
Не знаю – какие планы у создателей Дыма насчет Кева и психушки, но за ним на последних минутах тоже едут - правда, полиция. Однако его последние действия – по крайне мере для меня – кажутся заслуживающими внимания... нет, не психолога (Полин в этой серии тоже появляется, но очень символично, что она просто молчит) а уже психиатра.
…На протяжении всего сезона на Кева были сброшены кажется уже все шишки, какие только можно сбросить на живого человека.
Все, что летели из внешнего мира он выдержал… все предательства со стороны других людей причинили ему сильную боль, но не сломали. А теперь вот предательство самого себя. … и да, он сломался((((
Если это действительно так, то вывод по итогам сценария напрашивается такой - есть единственная альтернатива: быть мужчиной (=человеком, =героем) или гибель:
Если ты не рискнул на этом пути собой, если не попытался сделать больше, чем это было возможно, то ты разрушаешься потом как человек, как личность.
Если рискнул и, при этом удалось не погибнуть, ты будешь жить дальше. Жить человеком. Жить мужчиной – даже если в физиологическом смысле ты уже стал инвалидом. Жить героем – как бы ни было деформировано это понятие в современном мире...
***
Итак, вот те аспекты героизма, которые исследует Дым:
- героизм как ложь и фарс, как прикрытие ошибки и вины вышестояших;
- героизм как осознанный риск, как необходимый элемент профессионализма
- героизм как самопожертвование
- героизм как истинная маскулинность.
- героизм как единственная альтернатива разрушению личности.
Такую вот философию героизма и маскулинности мне удалось увидеть в этом сериале. Не скажу, что эта философии слишком нова. Но я с ней глубоко согласна. Ну, или так: не знаю – то ли именно хотели донести до зрителей создатели сериала, но то, что я увидела в этом плане оказалось мне созвучно, т.е. актуализировало такие вот мои идеи насчет героизма.
Концовка с невменяемостью Кева меня, как зрителя, расстроила. Однако по итогам размышлений, я нахожу ее вполне логичной и убедительной. Даже философски глубокой. И в общем-то психологически верной.
***
Эту аналитику я написала еще до известия о закрытии сериала. Изменило ли что-то его отмена? – Кое-что – да: думаю, многоточие и точка – знаки, несущие все же разный смысл.
Конечно, и такой финал имеет право на существование – не только как завершение сезона, но и как завершение всего сериала.
Возможно, если бы создатели «Дыма» заранее знали, что сезон будет единственный, это ничего бы не изменило: думаю, сериал вполне хорош как мини-сериал с открытым финалом. Такие финалы неплохо включают зрительские мозги. Многоточие – еще один повод подумать. Многоточие – это знак многосложности и многослойности проблемы, отказ создателей сериала от окончательного решения. И это правильно: героизм - такая "вечная" тема, что было бы наивно
ставить в ней точку.
Так что возвращаясь к теме закрытия сериала, добавлю: может и хорошо, что на этом все закончилось? Глав героя убить не успели - правда, пришибли и очень капитально, но морально, а не физически. Причем шанс на выживание оставили.
Все, что надо было сказать – в общем-то сказано: кто не слепой, уже увидел.
Пусть будет так, и никакой второй сезон уже ничего не испортит.))))))))

Напоследок: несколько фото со съемочной площадки (еще не постила у нас; найдены где-то сайтом Jamie Bamber Fan.) смотреть дальше




