Cogito, ergo sum.
Еще одна работа с WTFCombat 2014: аналитика, челлендж. Ну, ни одна моя фандомная аналитика по Галактике не обходится без Аполло, а уж по этой теме - тем более... 
Название: BSG в гендерном аспекте
Автор: Liliya_M
Бета: Luminele
Форма: эссе
Пейринг/Персонажи: много
Категория: джен
Рейтинг: G
Размер: аналитика, 2 488 слов
Предупреждение: много спойлеров
Краткое содержание: в эссе рассматриваются особенности мужских и женских образов в "Галактике", проблемы взаимоотношения полов.
Введение: Рональд Мур против гендерных стереотипов
Рон Мур – провокатор, веселый и умный. Он знает заранее: где и как его зрители будут шокированы, чему будут возмущаться. Он знает и намеренно делает это. Ему весело стукнуть по мозгам просто–мыслящих. Он так забавляется. Посмотрите, с каким удовольствием он говорит в фильме "Звездный крейсер Галактика: Разоблачение" (ТВ, 2008):
– То, что мы сделали Старбак женщиной, вызвало больше всего протестов до показа сериала. Было много криков среди фанатов насчет того – как вы могли? Но, в итоге, я считаю это одним из лучших ходов.
– Как раз насчет этого и можно было быть уверенными, что фанаты сбесятся, что все будут против. Но это нам было и нужно, – добавляет сидящий рядом продюсер Дэвид Эйк.
Женщиной, в отличие от оригинального сериала 1976 года, Рон Мур сделал и Бумер.
Однако дело не только в этом: то, как Мур обрисовал женские характеры, а, порой, и мужские – это еще больший повод для удивления, а то и возмущения зрителей. Гендерные стереотипы в "Галактике" рушатся на каждом шагу.
Наверное, никому не надо объяснять – зачем Мур это делает: стереотипы должны быть разрушены! Настоящий творец всегда умеет взглянуть на мир с новой, непривычной точки зрения.
Однако давайте посмотрим, как Мур это делает и к чему нас это приводит?
Итак, предмет нашего пристального внимания – мужчины и женщины "Галактики", лесби и геи, люди и сайлоны.
Маскулинные женщины и феминные мужчины
Со стереотипами маскулинности и феминности расходятся многие герои "Галактики". Особенно интересна здесь пара Аполло и Старбак. Ни один форум, обсуждающий "Галактику", не обошелся без упреков в сторону Аполло, что он "слабак", "тряпка", "не мужчина", и только ленивый не кидал камни в сторону Старбак за то, что она пьет, курит, трахается, дерется и матерится, как настоящий мужик (Загляните хотя бы на форум Кинопоиска, чтобы увидеть целое море зрительского негодования по отношению к нашим отважным пилотам).
Что сказать? Писавшие это всего лишь выступали он лица расхожих стереотипов.
Стереотип маскулинности – это два метра роста, огромные плечи, сильные кулаки в сочетании с двумя извилинами и отсутствием воображения, благодаря чему этот "настоящий мужик" никогда и ни в чем не знает сомнений и с героическим рыком прет грудью вперед на врагов.
М–да, тогда капитан Аполло явно не тянет на "настоящего мужика": 1,75 роста (у актера), хрупкий на вид, образованность и начитанность написаны прямо на лице (причем лице вполне симпатичном). Пилот, читающий юридические книги и легко становящийся юристом и политиком. Думающий и сомневающийся. Признающий за любимой женщиной право уйти к другому. Выходящий в поединок с врагами, но с человеческим выражением лица, со страхом и отчаяньем в глазах в том числе. Нет, этого многие зрители ему просто не могут простить!

Думается, Рон Мур знал, что делал, когда брал на роль боевого командира умного, красивого и спортивного актера, закончившего с отличием Кембриджский университет, имеющего ученую степень магистра, свободно говорящего на пяти языках и при всем этом только что пробежавшего лондонский марафон всего за три часа. Ну, неужели пилот с позывным "Аполлон" мог иметь топорную внешность без проблеска интеллекта в глазах?
Да, Рон Мур – провокатор: думаете, он не знал, что многие зрители так и не пойдут дальше поверхностного восприятия и только где–нибудь в середине четвертого сезона будут удивляться: "Надо же, это смазливый парень еще и храбрый! " Помнится, одному из зрителей Кинопоиска понадобилось именно четыре сезона, чтобы разглядеть Аполло. Только когда действующий президент Ли Адама пошел ва–банк в конфронтации с сайлонами, только тогда прозвучало: "Да, наконец–то по–мужски поступил! "
Наконец–то?
– Ага, надо быть реально "слабаком", "не мужчиной", чтобы выйти один на один и даже без оружия против целой толпы уголовников!
– Ну, конечно же, из "трусости" этот парень прет против таких монстров, как папа–адмирал и мадам президент! Конечно, только "трус" не боится пойти против ВСЕХ и встать на защиту презираемого человека, автоматически и самому стать презираемым!
– Ну, конечно, только "трус" может не потерять голову в критической ситуации и вывести звездный крейсер "Пегас" из–под обстрела сайлонского флота!
– Только "слабак" может не дрогнуть ни одним мускулом на лице, отдавая приказ любимой женщине ради завершения боевой операции пойти на смерть (фильм "Лезвие").
В общем, стереотипность восприятия помешала многим зрителям увидеть даже такие вот очевидные признаки мужественности. Слишком красив наш Аполло, слишком "сложное" у него поведение, – и вот уже герой для многих зрителей перестает вписываться в понятие "мужчина" как по внешним, так и по поведенческим характеристикам.
Однако не все так просто и с теми героями, которые, казалось бы, запросто вписываются в привычные каноны маскулинности. Возьмем, например, Хило и Андерса.
Ну, все при них – рост, вес, плечи, отвага и военная форма. Но присмотримся ближе – это ж самые добрые парни во всей Вселенной! На фоне их чуткости, отзывчивости, умения помочь и понять тот же красавчик Аполло смотрится просто грубым мужланом.
Женские персонажи тоже очень амбивалентны: они демонстрируют порой и железный интеллект, и силу воли, и беспримерную храбрость – традиционно мужские добродетели, хоть и остаются при этом вполне женщинами. Дерутся и убивают, но также и любят, сочувствуют, понимают, даже рожают детей.
Максимум маскулинности в женщине мы видим все же не в Старбак, а в Адмирале Кейн. В Каре слишком много хаоса – женского начала. Однако адмирал Кейн – это жесткая форма, порядок, организованность. Железная леди, военный диктатор, умеющий, не дрогнув, пристрелить прямо на командном мостике своего старпома за отказ подчиниться.
Наиболее гармоничное сочетание мужского и женского начал автор этих строк находит в образе Лоры Розлин. Она женственная и слабая с виду, но сильная и несгибаемая на самом деле. У нее сугубо мужские мозги и ранимая женская душа.
Есть ли у Мура все же более–менее типичные мужчины и женщины? Есть. Вот только они… хе–хе… не люди, а сайлоны! Наиболее женственные образы (красота, мягкость и проч.) – это не люди, а роботы! В реальных же людях намешано все – винегрет, андрогинизм. Во всяком случае, Афина и Шестерка смотрятся гораздо женственней Старбак, Кэт, адмирала Кейн и ее старпома Кендры.
Существуют гендерные исследования (см., например, М. Киммел "Гендерное общество"), свидетельствующие об удивительных вещах: наиболее точно соответствуют гендерным образам и лучше всего вписываются в типично мужское и в типично женское поведение… трансвеститы!
Мы не знаем, был ли знаком Рон Мур с этими исследованиями или у него просто художественная интуиция: жизнь сложнее всего того, что мы можем создать искусственно. Так же как совершенные круги существуют только в геометрии, а не в природе, так и типичные мужчины и женщины существуют только как сайлоны.
Ну, а теперь зададимся вопросом: что мы можем обнаружить на обломках гендерных стереотипов, оставленных нам Муром?
Спросим себя: разве гендерная неоднозначность – это минус для героя? Разве сложность персонажа – это плохо? Разве выход за рамки расхожего типажа – это не то, что делает героя ИНТЕРЕСНЫМ: живым, реалистичным, запоминающимся?
Реальный человек – это не только разум и воля (мужское начало), но также душа и чувства (женское начало). Мужчина, боящийся показать свои чувства, просто боится быть человеком. Женщина, не имеющая разума и воли, тоже не вполне человек – всего лишь красивое животное. Полнота человечности лежит в объединении этих двух начал. Полноценный человек – это в большей или меньшей степени андрогин: муже–дева. Считается, что именно таким был первый Адам, пока Бог не извлек из него Еву. Чем больше в человеке человечности, тем больше он способен понять другой пол, а значит – способен любить. Между типичным мужчиной и типичной женщиной не может быть такого понимания – только секс.
Разве так обязательно быть 100% "мужиком" – не лучше ли зато быть настоящим человеком?
Рон Мур ломает гендерные стереотипы вовсе из любви к эпатажу: его интересуют реальные люди, а не схемы. Он и его актеры смогли создать живых, запоминающихся героев, в которых мы узнаем себя или своих знакомых.
Нетрадиционные отношения. Геи и их безответная любовь к "Галактике"
Среди тех, кто с особым интересом наблюдал, как Рон Мур ломает гендерные стереотипы, были геи: ведь если у него такой интерес к нестандартным характерам, то, может, и нетрадиционные отношения его интересуют? Особенно их ожидания усилились, когда в фильме "Лезвие" (по хронологии сериала – второй сезон) Рон Мур, пусть и скупо, но все же живописал женский гомосексуализм.
Лесби были не против: они давно восхищались Кэти Сакхофф и ее героиней, а тут еще и лесби–отношения показали (пусть и не с нею, но тоже хорошо!).
Геи же, со своей стороны, после этого же второго сезона стали особенно любить Джейми Бамбера: капитан Аполло с падающим полотенцем, отскриненный с серии 2.10, навеки вошел в золотой фонд фото–галереи каждого уважающего себя гей–сайта. Потом там появились еще и фотографии с известного фотосета актера "в полотенце".
После этого геи совсем уже не могли сдержать своей любви к Бамберу–Аполло и пригласили его сняться для их журнала OUT. Джейми согласился: сделал для них фотосет, хоть и одетый в гораздо большее количество одежды, чем полотенце. Однако он и в таком виде – по результатам опроса 2006 г. – был признан самым "горячим парнем года". Актер, как истинный британский джентльмен, сделал ответный реверанс – в следующем году поучастовал в вечеринке в честь открытия GLAAD (сайт для "геев, лесбиянок, бисексуалов и их друзей"), записался на их рекламный ролик, призвав любить геев, лесби и их друзей, а также посещать их новый сайт.

Однако на этом "медовый месяц" геев и "Галактики" закончился: Джейми Бамбер любил не геев, а демократию, а также свою жену и троих дочек, а Рон Мур ограничился показом одного единственного гей–поцелуя между второстепенными персонажами сериала, причем даже не в основном сериале, а в веб–сериях.
Досмотрев четвертый сезон до конца, геи сокрушенно констатировали: "Мы получили… ничего" (название одной из разочарованных статей).
Почему наш эпатажный Мур оказался столь равнодушным к заветным чаяньям народа в лице геев?
К сожалению, автор этих строк не встречал интервью самого Мура, где бы он отвечал на этот вопрос. Однако есть интервью все того Джейми Бамбера, данное французскому гей–журналу во время одного из рекламных туров (Comic Con в 2009 году в Париже).
Вот небольшой отрывок из него:
Вопрос журналиста:
– Не думаете ли вы, что для сценаристов было легче говорить о гомосексуальности, главным образом, роботов, о лесбийской паре сайлонов, а не людей?
Джейми Бамбер:
– Все гораздо сложнее. В мире Battlestar Galactica сексуальность не является проблемой: мужчины и женщины уравнены. Душевые комнаты общие, все говорят "сэр". Это унисекс–видение, и там нет сексуальных запретов и комплексов, в отличие от нашего общества. Это не футуристическое видение, но мы вполне реалистично показываем общество, где есть равенство мужчин и женщин, натуралов и геев. Вот почему мы не говорим о гомосексуализме в нашем шоу. Сексуальность возможна для всех, нет никакого различия между геями и гетеросексуалами. Для геев нет необходимости ничего доказывать, потому что они равны с другими людьми (…).
Журналист:
– Это равноправное общество было бы совершенным?
Джейми Бамбер (долго смеется):
– Нет, сказать, что общество было бы идеальным, потому что есть равенство геев и натуралов, было бы упрощением! Сексуальность имеет только небольшое место в нашем обществе. На борту "Battlestar Galactica" мы находимся в военном обществе, в то время как в нашем мире, как правило, военные являются гомофобами. В нашем шоу сексуальность не табу.
В общем, вы поняли: гей–проблемы Джейми Бамберу просто неинтересны, а претензии геев на свое место в совершенном обществе так вообще кажутся смешными (кстати, на протяжении всего интервью идут ремарки – "смеется"). Возможно, Мур фактически проигнорировал в своей Вселенной геев по той же самой причине…
Только не торопитесь скучать: Рон Мур не бывает банальным! Гомосексуализм его не интересует, но зато он много и хорошо понапридумывал про половые отношения между людьми и… тостерами! Про "пейринги" тостер–тостер тоже не забыл…
Люди и тостеры
Итак, немного о сайлонофилии, сайлонофилах и сайлоносексуализме.
У автора этих строк вплоть до конца третьего сезона, когда открылись секреты последних – наиболее совершенных – моделей сайлонов, было стойкое впечатление (уж простите!), что у сайлонов что–то не получается с функционированием мужских органов – иначе как объяснить повальное увлечение сайлонок нашими мужчинами, даже такими небрутальными, как ученый доктор Балтар?
Однако потом обнаружилось, что сайлонами являются одни из самых маскулинных персонажей – Сол Тай и Сэм Андерс.
Ну, а если серьезно, то мы имеем убедительно выписанные Муром и талантливо сыгранные истории любви людей и сайлонов (Хило и Афина, Кара и Андерс), а также сайлона и сайлона (Сол Тай и Елен).

Одна из самых шокирующих вещей от Рона Мура – это то, что чувственность и, возможно, даже пол высвечиваются не только у высших моделей, но и у низших тоже. Правда, это обыгрывается им преимущественно в стебном духе.
Например, капитан Аполло начинает выяснять отношения с Карой из–за ее увлечения Балтаром с вопроса: "Почему она называет сайлонский рейдер "мальчиком", в то время как раньше называла его в женском роде?" Ну, зрители, конечно, здесь понимают, что Аполло готов приревновать Кару не только к Балтару, но даже к несчастной подбитой машине. Кара это тоже понимает и старается не злить командира и друга, но нечаянно советует написать ему об этом диссертацию…
Почему машины так тянутся к людям? Почему люди могут полюбить машину? Как такое вообще возможно?
Действительно, Рон Мур исповедует здесь очень редкий вид философии, ломая стереотипы. Так же, как в философии Лейбница духовность присутствует не только у высших монад (Бога и человека), но даже у минералов (пусть и в исчезающее малой степени, но никогда не равной нулю), так и у Рона Мура пол, чувственность и духовность высвечивается не только у людей, но и у машин – как совершенных, так и простейших.
Заключение: новый гуманизм
Итак, большинство главных героев Мура "выламывается" из гендерных стереотипов: женщины часто ведут себя как мужчины, мужчины проявляют традиционно женские черты – склонность к эмпатии, не теряя при этом своей маскулинности.
Степень "выломанности" особенно велика среди пилотов и доходит до степени унисекса.
Однако герои Мура делают это не затем, чтоб переступить порог гетеросексуальности, но чтобы воплотить в себе полноту человечности, по–настоящему понять другого, полюбить.
Гомосексуальные отношения Мур показал тоже, но мало и скупо – у него явно нет интереса к этой тематике и вкуса к живописанию такого рода отношений: возможно, именно потому, что эти люди не преодолели отчуждения между полами. Представители сексуальных меньшинств были разочарованы в своих ожиданиях, особенно на фоне как бы дружеского отношения к ним некоторых ведущих актеров "Галактики".
Однако Рон Мур тот еще "извращенец" – его мысли заняты темой любви и секса между человеком и роботом и даже между роботом и роботом.
Более того – человекоподобные модели роботов в большей степени, чем люди, воплощают в себе гендерные стереотипы: мужеподобна Адмирал Кейн, но нежна и женственна Шестерка, драчлива и вспыльчива Кара, но тиха и миловидна Афина.
Однако Рон Мур идет дальше в ломке привычных стереотипов: сокрушив гендерные стереотипы, он направляется к стереотипам мировоззренческим: нет четкой грани между живым и неживым, нет одушевленного и неодушевленного, нет принципиальной разницы между естественным и искусственным.
Обыгрывая это иногда в стебном духе, Рон Мур, тем не менее, подходит к утверждению нового гуманизма: не только человек достоин жизни и любви, но и все живое, а живое – это все, даже машины! Не использовать, а общаться. Обращаться к миру не как "он" или "оно", а так "ты".
Через восставших роботов природа мстит человеку за ее функциональное использование, за низведение ее до положения бесправного и угнетенного существа. Она борется за свои права, как боролись за них же в мировой истории женщины, негры и рабочие. Равенство полов уже существует на "Галактике", но к равенству творцов и творения – к союзу людей и сайлонов – они будут еще долго, очень долго идти.
Отчуждение человека от мира и даже от мира, созданного им самим же, преодолевается через любовь, человека и машины в том числе.
Ломая гендерные стереотипы, Мур–художник создает полнокровные живые образы.
Ломая мировоззренческие стереотипы, Мур–философ утверждает новое понимание гуманизма.

Источники:
1. Звездный крейсер Галактика: Разоблачение (страница на КП)
2. Киммел Майкл Гендерное общество
3. Тема "Галактики" на форуме Кинопоиска (см. обсуждение гендерной проблематики в Галактике - стр.28, 32)
4. Фотосет Джейми Бамбера для американского гей-журнала Out (скрины)
5. Интервью Джейми Бамбера французскому гей-журналу TRIBU MOVE (в переводе на англ.)

Название: BSG в гендерном аспекте
Автор: Liliya_M
Бета: Luminele
Форма: эссе
Пейринг/Персонажи: много

Категория: джен
Рейтинг: G
Размер: аналитика, 2 488 слов
Предупреждение: много спойлеров
Краткое содержание: в эссе рассматриваются особенности мужских и женских образов в "Галактике", проблемы взаимоотношения полов.

Рон Мур – провокатор, веселый и умный. Он знает заранее: где и как его зрители будут шокированы, чему будут возмущаться. Он знает и намеренно делает это. Ему весело стукнуть по мозгам просто–мыслящих. Он так забавляется. Посмотрите, с каким удовольствием он говорит в фильме "Звездный крейсер Галактика: Разоблачение" (ТВ, 2008):
– То, что мы сделали Старбак женщиной, вызвало больше всего протестов до показа сериала. Было много криков среди фанатов насчет того – как вы могли? Но, в итоге, я считаю это одним из лучших ходов.
– Как раз насчет этого и можно было быть уверенными, что фанаты сбесятся, что все будут против. Но это нам было и нужно, – добавляет сидящий рядом продюсер Дэвид Эйк.
Женщиной, в отличие от оригинального сериала 1976 года, Рон Мур сделал и Бумер.
Однако дело не только в этом: то, как Мур обрисовал женские характеры, а, порой, и мужские – это еще больший повод для удивления, а то и возмущения зрителей. Гендерные стереотипы в "Галактике" рушатся на каждом шагу.
Наверное, никому не надо объяснять – зачем Мур это делает: стереотипы должны быть разрушены! Настоящий творец всегда умеет взглянуть на мир с новой, непривычной точки зрения.
Однако давайте посмотрим, как Мур это делает и к чему нас это приводит?
Итак, предмет нашего пристального внимания – мужчины и женщины "Галактики", лесби и геи, люди и сайлоны.
Маскулинные женщины и феминные мужчины
Со стереотипами маскулинности и феминности расходятся многие герои "Галактики". Особенно интересна здесь пара Аполло и Старбак. Ни один форум, обсуждающий "Галактику", не обошелся без упреков в сторону Аполло, что он "слабак", "тряпка", "не мужчина", и только ленивый не кидал камни в сторону Старбак за то, что она пьет, курит, трахается, дерется и матерится, как настоящий мужик (Загляните хотя бы на форум Кинопоиска, чтобы увидеть целое море зрительского негодования по отношению к нашим отважным пилотам).
Что сказать? Писавшие это всего лишь выступали он лица расхожих стереотипов.
Стереотип маскулинности – это два метра роста, огромные плечи, сильные кулаки в сочетании с двумя извилинами и отсутствием воображения, благодаря чему этот "настоящий мужик" никогда и ни в чем не знает сомнений и с героическим рыком прет грудью вперед на врагов.
М–да, тогда капитан Аполло явно не тянет на "настоящего мужика": 1,75 роста (у актера), хрупкий на вид, образованность и начитанность написаны прямо на лице (причем лице вполне симпатичном). Пилот, читающий юридические книги и легко становящийся юристом и политиком. Думающий и сомневающийся. Признающий за любимой женщиной право уйти к другому. Выходящий в поединок с врагами, но с человеческим выражением лица, со страхом и отчаяньем в глазах в том числе. Нет, этого многие зрители ему просто не могут простить!

Думается, Рон Мур знал, что делал, когда брал на роль боевого командира умного, красивого и спортивного актера, закончившего с отличием Кембриджский университет, имеющего ученую степень магистра, свободно говорящего на пяти языках и при всем этом только что пробежавшего лондонский марафон всего за три часа. Ну, неужели пилот с позывным "Аполлон" мог иметь топорную внешность без проблеска интеллекта в глазах?
Да, Рон Мур – провокатор: думаете, он не знал, что многие зрители так и не пойдут дальше поверхностного восприятия и только где–нибудь в середине четвертого сезона будут удивляться: "Надо же, это смазливый парень еще и храбрый! " Помнится, одному из зрителей Кинопоиска понадобилось именно четыре сезона, чтобы разглядеть Аполло. Только когда действующий президент Ли Адама пошел ва–банк в конфронтации с сайлонами, только тогда прозвучало: "Да, наконец–то по–мужски поступил! "
Наконец–то?
– Ага, надо быть реально "слабаком", "не мужчиной", чтобы выйти один на один и даже без оружия против целой толпы уголовников!
– Ну, конечно же, из "трусости" этот парень прет против таких монстров, как папа–адмирал и мадам президент! Конечно, только "трус" не боится пойти против ВСЕХ и встать на защиту презираемого человека, автоматически и самому стать презираемым!
– Ну, конечно, только "трус" может не потерять голову в критической ситуации и вывести звездный крейсер "Пегас" из–под обстрела сайлонского флота!
– Только "слабак" может не дрогнуть ни одним мускулом на лице, отдавая приказ любимой женщине ради завершения боевой операции пойти на смерть (фильм "Лезвие").
В общем, стереотипность восприятия помешала многим зрителям увидеть даже такие вот очевидные признаки мужественности. Слишком красив наш Аполло, слишком "сложное" у него поведение, – и вот уже герой для многих зрителей перестает вписываться в понятие "мужчина" как по внешним, так и по поведенческим характеристикам.
Однако не все так просто и с теми героями, которые, казалось бы, запросто вписываются в привычные каноны маскулинности. Возьмем, например, Хило и Андерса.
Ну, все при них – рост, вес, плечи, отвага и военная форма. Но присмотримся ближе – это ж самые добрые парни во всей Вселенной! На фоне их чуткости, отзывчивости, умения помочь и понять тот же красавчик Аполло смотрится просто грубым мужланом.
Женские персонажи тоже очень амбивалентны: они демонстрируют порой и железный интеллект, и силу воли, и беспримерную храбрость – традиционно мужские добродетели, хоть и остаются при этом вполне женщинами. Дерутся и убивают, но также и любят, сочувствуют, понимают, даже рожают детей.
Максимум маскулинности в женщине мы видим все же не в Старбак, а в Адмирале Кейн. В Каре слишком много хаоса – женского начала. Однако адмирал Кейн – это жесткая форма, порядок, организованность. Железная леди, военный диктатор, умеющий, не дрогнув, пристрелить прямо на командном мостике своего старпома за отказ подчиниться.
Наиболее гармоничное сочетание мужского и женского начал автор этих строк находит в образе Лоры Розлин. Она женственная и слабая с виду, но сильная и несгибаемая на самом деле. У нее сугубо мужские мозги и ранимая женская душа.
Есть ли у Мура все же более–менее типичные мужчины и женщины? Есть. Вот только они… хе–хе… не люди, а сайлоны! Наиболее женственные образы (красота, мягкость и проч.) – это не люди, а роботы! В реальных же людях намешано все – винегрет, андрогинизм. Во всяком случае, Афина и Шестерка смотрятся гораздо женственней Старбак, Кэт, адмирала Кейн и ее старпома Кендры.
Существуют гендерные исследования (см., например, М. Киммел "Гендерное общество"), свидетельствующие об удивительных вещах: наиболее точно соответствуют гендерным образам и лучше всего вписываются в типично мужское и в типично женское поведение… трансвеститы!
Мы не знаем, был ли знаком Рон Мур с этими исследованиями или у него просто художественная интуиция: жизнь сложнее всего того, что мы можем создать искусственно. Так же как совершенные круги существуют только в геометрии, а не в природе, так и типичные мужчины и женщины существуют только как сайлоны.
***
Ну, а теперь зададимся вопросом: что мы можем обнаружить на обломках гендерных стереотипов, оставленных нам Муром?
Спросим себя: разве гендерная неоднозначность – это минус для героя? Разве сложность персонажа – это плохо? Разве выход за рамки расхожего типажа – это не то, что делает героя ИНТЕРЕСНЫМ: живым, реалистичным, запоминающимся?
Реальный человек – это не только разум и воля (мужское начало), но также душа и чувства (женское начало). Мужчина, боящийся показать свои чувства, просто боится быть человеком. Женщина, не имеющая разума и воли, тоже не вполне человек – всего лишь красивое животное. Полнота человечности лежит в объединении этих двух начал. Полноценный человек – это в большей или меньшей степени андрогин: муже–дева. Считается, что именно таким был первый Адам, пока Бог не извлек из него Еву. Чем больше в человеке человечности, тем больше он способен понять другой пол, а значит – способен любить. Между типичным мужчиной и типичной женщиной не может быть такого понимания – только секс.
Разве так обязательно быть 100% "мужиком" – не лучше ли зато быть настоящим человеком?
Рон Мур ломает гендерные стереотипы вовсе из любви к эпатажу: его интересуют реальные люди, а не схемы. Он и его актеры смогли создать живых, запоминающихся героев, в которых мы узнаем себя или своих знакомых.
Нетрадиционные отношения. Геи и их безответная любовь к "Галактике"
Среди тех, кто с особым интересом наблюдал, как Рон Мур ломает гендерные стереотипы, были геи: ведь если у него такой интерес к нестандартным характерам, то, может, и нетрадиционные отношения его интересуют? Особенно их ожидания усилились, когда в фильме "Лезвие" (по хронологии сериала – второй сезон) Рон Мур, пусть и скупо, но все же живописал женский гомосексуализм.
Лесби были не против: они давно восхищались Кэти Сакхофф и ее героиней, а тут еще и лесби–отношения показали (пусть и не с нею, но тоже хорошо!).
Геи же, со своей стороны, после этого же второго сезона стали особенно любить Джейми Бамбера: капитан Аполло с падающим полотенцем, отскриненный с серии 2.10, навеки вошел в золотой фонд фото–галереи каждого уважающего себя гей–сайта. Потом там появились еще и фотографии с известного фотосета актера "в полотенце".
После этого геи совсем уже не могли сдержать своей любви к Бамберу–Аполло и пригласили его сняться для их журнала OUT. Джейми согласился: сделал для них фотосет, хоть и одетый в гораздо большее количество одежды, чем полотенце. Однако он и в таком виде – по результатам опроса 2006 г. – был признан самым "горячим парнем года". Актер, как истинный британский джентльмен, сделал ответный реверанс – в следующем году поучастовал в вечеринке в честь открытия GLAAD (сайт для "геев, лесбиянок, бисексуалов и их друзей"), записался на их рекламный ролик, призвав любить геев, лесби и их друзей, а также посещать их новый сайт.

Однако на этом "медовый месяц" геев и "Галактики" закончился: Джейми Бамбер любил не геев, а демократию, а также свою жену и троих дочек, а Рон Мур ограничился показом одного единственного гей–поцелуя между второстепенными персонажами сериала, причем даже не в основном сериале, а в веб–сериях.
Досмотрев четвертый сезон до конца, геи сокрушенно констатировали: "Мы получили… ничего" (название одной из разочарованных статей).
Почему наш эпатажный Мур оказался столь равнодушным к заветным чаяньям народа в лице геев?
К сожалению, автор этих строк не встречал интервью самого Мура, где бы он отвечал на этот вопрос. Однако есть интервью все того Джейми Бамбера, данное французскому гей–журналу во время одного из рекламных туров (Comic Con в 2009 году в Париже).
Вот небольшой отрывок из него:
Вопрос журналиста:
– Не думаете ли вы, что для сценаристов было легче говорить о гомосексуальности, главным образом, роботов, о лесбийской паре сайлонов, а не людей?
Джейми Бамбер:
– Все гораздо сложнее. В мире Battlestar Galactica сексуальность не является проблемой: мужчины и женщины уравнены. Душевые комнаты общие, все говорят "сэр". Это унисекс–видение, и там нет сексуальных запретов и комплексов, в отличие от нашего общества. Это не футуристическое видение, но мы вполне реалистично показываем общество, где есть равенство мужчин и женщин, натуралов и геев. Вот почему мы не говорим о гомосексуализме в нашем шоу. Сексуальность возможна для всех, нет никакого различия между геями и гетеросексуалами. Для геев нет необходимости ничего доказывать, потому что они равны с другими людьми (…).
Журналист:
– Это равноправное общество было бы совершенным?
Джейми Бамбер (долго смеется):
– Нет, сказать, что общество было бы идеальным, потому что есть равенство геев и натуралов, было бы упрощением! Сексуальность имеет только небольшое место в нашем обществе. На борту "Battlestar Galactica" мы находимся в военном обществе, в то время как в нашем мире, как правило, военные являются гомофобами. В нашем шоу сексуальность не табу.
В общем, вы поняли: гей–проблемы Джейми Бамберу просто неинтересны, а претензии геев на свое место в совершенном обществе так вообще кажутся смешными (кстати, на протяжении всего интервью идут ремарки – "смеется"). Возможно, Мур фактически проигнорировал в своей Вселенной геев по той же самой причине…
Только не торопитесь скучать: Рон Мур не бывает банальным! Гомосексуализм его не интересует, но зато он много и хорошо понапридумывал про половые отношения между людьми и… тостерами! Про "пейринги" тостер–тостер тоже не забыл…
Люди и тостеры
Итак, немного о сайлонофилии, сайлонофилах и сайлоносексуализме.
У автора этих строк вплоть до конца третьего сезона, когда открылись секреты последних – наиболее совершенных – моделей сайлонов, было стойкое впечатление (уж простите!), что у сайлонов что–то не получается с функционированием мужских органов – иначе как объяснить повальное увлечение сайлонок нашими мужчинами, даже такими небрутальными, как ученый доктор Балтар?
Однако потом обнаружилось, что сайлонами являются одни из самых маскулинных персонажей – Сол Тай и Сэм Андерс.
Ну, а если серьезно, то мы имеем убедительно выписанные Муром и талантливо сыгранные истории любви людей и сайлонов (Хило и Афина, Кара и Андерс), а также сайлона и сайлона (Сол Тай и Елен).

Одна из самых шокирующих вещей от Рона Мура – это то, что чувственность и, возможно, даже пол высвечиваются не только у высших моделей, но и у низших тоже. Правда, это обыгрывается им преимущественно в стебном духе.
Например, капитан Аполло начинает выяснять отношения с Карой из–за ее увлечения Балтаром с вопроса: "Почему она называет сайлонский рейдер "мальчиком", в то время как раньше называла его в женском роде?" Ну, зрители, конечно, здесь понимают, что Аполло готов приревновать Кару не только к Балтару, но даже к несчастной подбитой машине. Кара это тоже понимает и старается не злить командира и друга, но нечаянно советует написать ему об этом диссертацию…
Почему машины так тянутся к людям? Почему люди могут полюбить машину? Как такое вообще возможно?
Действительно, Рон Мур исповедует здесь очень редкий вид философии, ломая стереотипы. Так же, как в философии Лейбница духовность присутствует не только у высших монад (Бога и человека), но даже у минералов (пусть и в исчезающее малой степени, но никогда не равной нулю), так и у Рона Мура пол, чувственность и духовность высвечивается не только у людей, но и у машин – как совершенных, так и простейших.
Заключение: новый гуманизм
Итак, большинство главных героев Мура "выламывается" из гендерных стереотипов: женщины часто ведут себя как мужчины, мужчины проявляют традиционно женские черты – склонность к эмпатии, не теряя при этом своей маскулинности.
Степень "выломанности" особенно велика среди пилотов и доходит до степени унисекса.
Однако герои Мура делают это не затем, чтоб переступить порог гетеросексуальности, но чтобы воплотить в себе полноту человечности, по–настоящему понять другого, полюбить.
Гомосексуальные отношения Мур показал тоже, но мало и скупо – у него явно нет интереса к этой тематике и вкуса к живописанию такого рода отношений: возможно, именно потому, что эти люди не преодолели отчуждения между полами. Представители сексуальных меньшинств были разочарованы в своих ожиданиях, особенно на фоне как бы дружеского отношения к ним некоторых ведущих актеров "Галактики".
Однако Рон Мур тот еще "извращенец" – его мысли заняты темой любви и секса между человеком и роботом и даже между роботом и роботом.
Более того – человекоподобные модели роботов в большей степени, чем люди, воплощают в себе гендерные стереотипы: мужеподобна Адмирал Кейн, но нежна и женственна Шестерка, драчлива и вспыльчива Кара, но тиха и миловидна Афина.
Однако Рон Мур идет дальше в ломке привычных стереотипов: сокрушив гендерные стереотипы, он направляется к стереотипам мировоззренческим: нет четкой грани между живым и неживым, нет одушевленного и неодушевленного, нет принципиальной разницы между естественным и искусственным.
Обыгрывая это иногда в стебном духе, Рон Мур, тем не менее, подходит к утверждению нового гуманизма: не только человек достоин жизни и любви, но и все живое, а живое – это все, даже машины! Не использовать, а общаться. Обращаться к миру не как "он" или "оно", а так "ты".
Через восставших роботов природа мстит человеку за ее функциональное использование, за низведение ее до положения бесправного и угнетенного существа. Она борется за свои права, как боролись за них же в мировой истории женщины, негры и рабочие. Равенство полов уже существует на "Галактике", но к равенству творцов и творения – к союзу людей и сайлонов – они будут еще долго, очень долго идти.
Отчуждение человека от мира и даже от мира, созданного им самим же, преодолевается через любовь, человека и машины в том числе.
Ломая гендерные стереотипы, Мур–художник создает полнокровные живые образы.
Ломая мировоззренческие стереотипы, Мур–философ утверждает новое понимание гуманизма.

Источники:
1. Звездный крейсер Галактика: Разоблачение (страница на КП)
2. Киммел Майкл Гендерное общество
3. Тема "Галактики" на форуме Кинопоиска (см. обсуждение гендерной проблематики в Галактике - стр.28, 32)
4. Фотосет Джейми Бамбера для американского гей-журнала Out (скрины)
5. Интервью Джейми Бамбера французскому гей-журналу TRIBU MOVE (в переводе на англ.)
@темы: аналитика, Звездный крейсер Галактика, WTFCombat 2014